Найти тему
Бежецкая старина

Утраченные храмы Бежецка. Казанская Штабская церковь.

Сегодня, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, уместно вспомнить о бежецкой церкви, посвящённой этому празднику. Каменный храм, находившийся в левобережной части Бежецка, известной как «Штаб» или «Инвалидная слобода», был уничтожен в 1936 году. К сожалению, со временем среди бежечан почти полностью ушла даже память о нем.

Бежецк – вид на Штаб. Открытка начала XX века. Слева от Мологского моста видна Казанская церковь. Справа от моста за домами видна главка кладбищенской церкви Живоносного Источника.
Бежецк – вид на Штаб. Открытка начала XX века. Слева от Мологского моста видна Казанская церковь. Справа от моста за домами видна главка кладбищенской церкви Живоносного Источника.

Казанский храм стоял у большой Тверской дороги, на въезде в город со стороны Твери. Его высокая колокольня со шпилем была видна издалека и являлась безусловной архитектурной доминантой Штаба. Сейчас на этом месте на углу улицы Коммуны и Тверской березовая роща и продуктовый магазин.

Березовая роща и магазин на месте, где стоял Казанский храм. Google панорамы. 2015 год.
Березовая роща и магазин на месте, где стоял Казанский храм. Google панорамы. 2015 год.

Бежецкий Штаб возникает во второй половине XVIII века, когда по указу Екатерины II было приказало выделить около городов земли для организации особых «инвалидных слобод» для проживания отставных солдат в особых казармах и собственных домах. Отдельный приход на Штабу был создан по инициативе самих штабских обывателей, которым приходилось каждый раз пересекать Мологу на паромной переправе (постоянного моста тогда еще не было), чтобы добраться до церкви Иоанна Богослова, к приходу которой они были приписаны.

Вид на Штаб и Казанскую церковь с правобережной части Бежецка. Штаб. Открытка издания П.М. Дружинина. 1912–1914 годы.
Вид на Штаб и Казанскую церковь с правобережной части Бежецка. Штаб. Открытка издания П.М. Дружинина. 1912–1914 годы.

Известный бежецкий краевед, протоиерей Иоанн Постников (1869–1935), в статье «Городской собор, церкви и монастыри» цитирует прошение штаб и обер-офицеров Инвалидной слободы о разрешении им поставить новую церковь, поданное в 1783 году:

«Ибо они просители, будучи престарелые и дряхлые, имеются в приходе самого города при Богословской церкви, куда через реку Мологу переправа, по неимению на ней моста, особливо во время разлива, в весеннее и осеннее время бывает в великую трудностью».

Далее отец Иоанн пишет о том, как шло устроение нового прихода:

Просьба была уважена. Инвалиды купили себе в 1785 году старую церковь в погосте Лютницах миром перевезли ее и складками между собой поставили в честь Казанской иконы Божией Матери. «А дабы Богословскому приходу за умаление его было не обидно, в священники взяли к себе оныя Богословския церкви зятя священника и тоя в церкви пономаря Мартына Мартынова». Собственный приход свой усилили испрошенною припискою четырех подгородних деревень. И новый приход повелся.

Уже через несколько лет после учреждения прихода началось строительство каменной церкви. Храм Сошествия Святого Духа с приделом Казанской иконы Божией Матери в стиле раннего классицизма строился «всем миром» целых 12 лет. Кирпичи обжигали на временных заводах прямо на стройке. Наконец, в 1803 году, храм был освящен. По первоначальному проекту церковь не имела колокольни.

Проект Казанской Штабской церкви Бежецка. Середина XIX века. РГИА.
Проект Казанской Штабской церкви Бежецка. Середина XIX века. РГИА.

Именно в таком первоначальном виде Штабская церковь была запечатлена на двух картинах Никифора Степановича Крылова, написанных им для Николо-Теребенского монастыря в 1825 году. Оба полотна сейчас хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

На полотнах Н.С. Крылова рядом с храмом изображена небольшая деревянная звонница, вероятно, временная. Трёхъярусная каменная колокольня у Казанской церкви была построена только в 1861 году, по проекту известного Тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. В начале XX века храм был расширен: пристроили небольшой придел иконы Знамения Божией Матери и святителя Николая.

Бежецк. Вид на Штаб и Казанскую церковь. Открытка издания «Варшавского магазина» П.Ф. Рудакова. 1904 год.
Бежецк. Вид на Штаб и Казанскую церковь. Открытка издания «Варшавского магазина» П.Ф. Рудакова. 1904 год.

В середине XIX века на Штабу возникает собственное кладбище. При нем в 1865 году «на счет иждивения прихожанина Бежецкого 2 гильдии купца Григория Михайловича Бардина» строится еще один храм – каменная церковь Живоносного Источника с небольшой деревянной колокольней. Благоукрашали ее уже всем приходом, как значится в клировой ведомости церкви: «внутренняя отделка, утварь и ризница приобретена на средства прихожан и благотворителей». Эта кладбищенская церковь была приписана к Казанской.

Проект церкви Живоносного Источника на Штабском кладбище. 1865 год. РГИА.
Проект церкви Живоносного Источника на Штабском кладбище. 1865 год. РГИА.

Более 40 лет настоятелем Казанской церкви служил протоиерей Гавриил Васильевич Сорогожский. Он был рукоположен во священника еще в 1876 году. С 1901 по 1917 год исполнял должность благочинного 1-го округа Бежецкого уезда, «прослужив в полном мире и согласии с округом». Исключительно своим усердием он «вдвое распространил и украсил прекрасной живописью свой приходской храм». За труды был награжден орденом Святого Владимира IV степени. Умер отец Гавриил 26 июля 1919 года и был похоронен на Штабском кладбище.

Бежецкий Штаб. Слева за домом видна Казанская церковь. Справа на перекрестке (окрашен светлой краской) дом С.Г. Бардина. Открытка издания П.М. Дружинина. 1912–1914 годы.
Бежецкий Штаб. Слева за домом видна Казанская церковь. Справа на перекрестке (окрашен светлой краской) дом С.Г. Бардина. Открытка издания П.М. Дружинина. 1912–1914 годы.

С 1884 года, на протяжении многих лет, старостой церкви избирался ее прихожанин, бежецкий купец Семен Григорьевич Бардин – известный в городе и уезде подрядчик строительных работ. Жили Бардины совсем рядом с храмом. Их добротный двухэтажный деревянный дом на высоком кирпичном цоколе сохранился до наших дней.

Службы в Казанском храме продолжались до осени 1929 года, когда под налоговым давлением прихожанам пришлось отказаться от своих храмов. Церкви были закрыты, имущество изъято, а сами здания приспособлены под городские нужды.

Через 7 лет, летом 1936 года, Казанская и Кладбищенская церкви разделили судьбу многих других бежецких храмов. Они были полностью разрушены в ходе компании по добыче кирпича для строящегося льнокомбината. А спустя еще несколько десятилетий, в 1960-е годы, было ликвидировано и Штабское кладбище, где упокоились многие бежечане – священники, купцы, мещане, солдаты и простые крестьяне. Кажется, что с уничтожением отеческих могил окончательно была попрана память о штабских храмах.

При подготовке материала использованы источники:

1. Материалы Гос. архива Тверской области (ГАТО)

2. Материалы сайта «Православные храмы Тверской земли»: http://hram-tver.ru

3. Брагин В.И.  «Так погибали бежецкие церкви». СПб. 2008.

4. Постников И.Н. «Городской собор, церкви и монастыри».

5. Смирнов Г.К. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область». Ч. 2. М.: Наука. 2006.