Модель легкового автомобиля под названием ВАЗ-2108, представляет собой хэтчбек малого класса. По классификации легковых автомобилей в Европейских странах эта машина относится к «В»-классу. Данные автомобили выпускались довольно долгое время, с 1984 по 2005 годы. После 2005 года автомобилестроительным концерном АвтоВАЗ, вплоть до лета 2013 года выпускалась «рестайлинговая» версия восьмой модели, которая называлась ВАЗ-2113.
Машина, как было отмечено выше, поступила в продажу в 1984 году. В этот период, во времена Советского Союза, модель 2108, была настоящим новшеством, и вызывала восхищение в советских автомобилистов. В целом в 2108, было очень много нововведений, которые ранее ни одним из автопроизводителей в СССР не применял. В частности, автомобиль получил систему переднего привода, при котором двигатель и трансмиссия располагались под капотом в поперечной плоскости. Также автомобиль оборудовался системой реечного рулевого управления и подвеской построенной по системе «макферсон». Даже сам по себе кузов, хэтчбек с тремя дверьми был в определенной степени новшеством. Казалось бы, что в перечисленных нововведениях на момент 1984 года не было ничего «феерического», так как подобные технические решения в Европе, Японии, США и других странах в те годы уже активно применялись, однако в СССР это было просто словно «гром среди ясного неба».
Кузов автомобиля был безрамным. Для обеспечения жесткости кузова в его основе были применены традиционно применяемые продольные лонжероны. Какого-либо подрамника под двигатель не предполагалось.
Автомобиль оборудовался рядным и четырехцилиндровым мотором, который работал на бензине по карбюраторной системе. Моторы были атмосферными, и как было замечено выше, устанавливались в поперечной плоскости. Система газораспределения машины была выполнена из расчета по два клапана на каждый цилиндр, для открытия-закрытия которых применялся один вал распределительного типа. Привод «распредвала» был обеспечен ременной передачей. Двигатели на эти машины ставили с различными значениями объема и мощности. Объемы варьировались от 1.100 до 1.500 литра, при которых генерировалась мощность от 54 до 80 л. с. Трансмиссия, на 2108 устанавливалась механическая, на ранних машинах было четыре, а на более поздних пять скоростей. Главная передача конструктивна была интегрирована в корпус коробки для переключения передач.
Подвеска машины был выполнена по простой схеме «макферсон». По этой схеме предполагались по два рычага (продольных и поперечных) на каждое из передних колес, а также стойки (опора, амортизатор, а также пружина). Также на переднем мосту был применен стабилизатор для обеспечения поперечной устойчивости. Задний мост был представлен в виде балки и продольными рычагами и стойками.
В салоне машины устанавливались сидения и задний диван, которые были отделаны тканевыми материалами. Панель приборов автомобиля отделывалась пластиком. На ранних моделях 2108, щиток приборов был выполнен без тахометра. Багажное отделение данного хэтчбека, мог вместить в стандартном положении до 270 литров, а в случае если сложить задний диван, то образовывался объем до одной тысячи литров.
Дизайн ранних машин оборудовался «короткими» передними крыльями и крышкой капота, а на кончике капота устанавливалась пластиковая накладка. Эта накладка в народе получила прозвища «клюв» и «намордник». В дальнейшем от этой накладки отказались, так как её применение вызывало сложности при сборке машины.
Автомобиль в народе получил прозвище «зубило», из-за формы кузова. Также интересным моментом является название автомобиля «Спутник». Изначально предполагалось, что Спутниками будут называть машины предназначенные для продаж внутри СССР, а экспортные варианты получат название Samara, в дальнейшем по тем или иным причинам на АвтоВАЗе отказались от названия Спутник и машина во всех исполнениях получила название Samara. Хотя в народе машину называют зубило, или восьмерка.
Следует также отметить, что автомобиль имел довольно низкую оценку по безопасности. Для обеспечения безопасности в салоне машины применялись только ремни для безопасности, а также руль, изготовленный из гибких материалов.
Кроме прочего, у автомобиля имеются многие технические проблемы. Как, например, возможное столкновение поршней с клапанами. Такая поломка может произойти либо при обрыве ремня системы ГРМ, либо при поломке одного из шкивов или роликов данной системы. При такой поломке автомобилю понадобится капитальный ремонт двигателя. По отзывам владельцев, такие проблемы у этого автомобиля возведены в норму, и происходит весьма часто, особенно на моторах с объемом 1.300 литра. Также если машина попала под дождь, могут возникнуть проблемы с электрикой. Помимо этого, в жаркую погоду у этого автомобиля случаются перегревы, и возможные серьезные поломки в системе охлаждения. Существуют и другие проблемы.