Найти тему

Местоблюститель поневоле или почему Стефан Яворский и Петр I разочаровали друг друга?

Оглавление

"Государь меня определял в Синод, а я не хотел, [...] и сам я желаю в Польшу отъехать"...

Митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский

После смерти Патриарха Адриана в 1700 г царь Петр Алексеевич медлит с избранием нового иерарха РПЦ. Но назначает местоблюстителем патриаршего престола Митрополита Муромского и Рязанского Стефана (Яворского). Почему? Личностью он был незаурядной. Государь Петр Алексеевич случайно услышал его проповедь на смерть воеводы Алексея Семеновича Шеина и сразу же обратил внимание на иерарха. он приказал Патриарху Адриану посвятить его в архиереи какой-либо великорусской епархии. У Петра была привычка приглянувшиеся "кадры" оставлять на виду, чтобы по ситуации "пристроить в дело". Собственно поэтому-то и появился местоблюститель Стефан.

Причины петровский симпатий

Во-первых, будущий местоблюститель родился в семье шляхты, переехавшей из Галиции в Киев после подписания Андрусовского перемирия в 1667 г. Семья была православной, но, по-видимому, интерес к католичеству у мальчика был изначально: получив образование в Киево-Могилянской коллегии, прошел униатство, став Станиславом, учился во Львове и Люблине, Познани и Вильно - в лучших католических учебных заведениях. Это и придало ему налет западничества, что сделало его привлекательным в глазах Петра. Петр же к этому времени окончательно желал избавиться от старорусской партии не только в среде знати, но и в духовенстве. От Стефана он ждал новых веяний, прежде всего, в области организации церковной жизни.

Петр и сражение под Нарвой.
Петр и сражение под Нарвой.

Во-вторых, Стефан приветствовал направления деятельности Петра в области просвещения. Он сделался панегиристом его военных побед, ну а кому не хочется одобрения от окружающих? Тем более, что так называемое старорусское духовенство открыто выказывало ему откровенно враждебное отношение, да и он в долгу не оставался, подвергая это самое духовенство неприкрытому высмеиванию - по сути, троллингу, как бы мы сказали сегодня.

В-третьих, в этой тонкой системе взаимоотношений Стефан оказался в положении чужого среди своих. И именно поэтому будущий Император всероссийский желал, очевидно, видеть в нем опору своего нового концепта патриаршей власти - власти весьма ограниченной в пользу монарха, а не патриарха.

-3

Причины взаимного разочарования

Во-первых, царь желал от прозападно образованного Митрополита Стефана приветствия своих преобразований. И поначалу все шло хорошо: консервативное духовенство насторожилось, а царь радовался. Но вот позже... получилось странное - они поменялись местами: Государь разочаровался, а духовенство воодушевилось Владыкой. Причина проста - власть Местоблюстителя была значительно урезана в хозяйственных, финансовых, земельных сторон церковной жизни - в пользу государства, а духовному Владыке предоставлялось заниматься вопросами "сугубо веры и искоренения ересей". Это для Стефана стало неприемлемо. Доходы - краеугольный камень любого социального института. И церковь - не исключение. Стефан Яворский - истый католик в душе вообще не понимал, каким образом Церковь МОЖЕТ не контролировать свой баланс! Папская десятина - дело святое, а оспаривать это - почти ересь!

Царевич Алексей Петрович
Царевич Алексей Петрович

Во-вторых, наплыв протестантов в Российском государстве - особенно после Великого посольства - вызывал раздражение и неприятие у Местоблюстителя не меньшее, чем у консервативного духовенства. Это стало иллюстрацией главного просчета Царя: Яворский был католиком по духу, воспитанным в православии, находясь в православном сане, будучи иерархом РПЦ. Из-за чего голландская модель реформ - это, прежде всего, модель протестантского Запада - идеологического врага как православия, так и католицизма! Здесь пути разошлись!

В-третьих, стадия конфликта Петра как с духовенством, так и со Стефаном Яворским, стала практически неприкрытой в связи с царевичем Алексеем: симпатии к которому в церковной среде нарастали. Не оказался в стороне и Местоблюститель. Это окончательно расстроило их отношения с Петром.

Вывод напрашивается: именно разочарование в Стефане укрепили Петра в будущей реформе, и, если мыслить глобально во времени, определили синодальный период для РПЦ. Петр видел вариант приемлемого для государственной власти института патриаршества в возможности "поставления" иерархов, готовых на урезание своей власти в пользу государственной. И первым таким Патриархом должен был стать Стефан Яворский. Но не стал. А Россия почти 200 лет прожила в состояния синодального периода своей церкви.

Читайте также:

Коронация Карла III: что странного придумал новый король Великобритании?

Личное богословское мнение

Почему Патриарх Иоаким поставил на Петра?

Уважаемые наши читатели, подписывайтесь и ставьте лайки! И мы всегда ждем вас на канале!