Найти тему

Цивилизация Сапотеков

Руины Монте-Альбан
Руины Монте-Альбан

Сапотеки, известные как «Облачные люди», жили в южных высокогорьях центральной Мезоамерики, в частности, в долине Оахака, которую они населяли с позднего доклассического периода до конца классического периода (500 г. до н.э. - 900 г. н.э.). Их столица была сначала в Монте-Альбане, а затем в Митле. Селились они в основном они в южных высокогорьях, говорили на одном из вариантов ото-сапотеканского языка и подерживали торговые и культурные связи с цивилизациями ольмеков, теотиуаканцев и майя.

-2

Сапотеки произошли из сельскохозяйственных общин, выросших в долинах Оахаки и ее окрестностей. В доклассический период они установили на побережье Мексиканского залива торговые связи с цивилизацией ольмеков, что позволило построить столицу в Монте-Альбане.

-3

Город расположенный с видом на три основные долины, развивался на протяжении веков, начиная примерно с 500 г. до н.э. и оставаясь культурным центром до упадка цивилизации около 900 г. н.э. Помимо столицы, у сапотеков были и другие важные поселения, и в окружающих долинах было обнаружено более 15 элитных дворцов. Сапотеков можно разделить на три отдельные группы: сапотеки, живущие в долине Оахака, на севере - сьерра-сапотеки и южные сапотеки, живущие рядом с перешейком Теуантепек. Основные поселения сапотеков, разбросанные по долине Оахаки, включали столицу Монте-Альбан, Оахаку, Уитцо, Этлу, Сан-Хосе-Моготе, Заачилу, Зиматлан, Окотлан, Абасоло, Тлаколулу и Митлу. Последний, с ок. 900 г. н.э., станет самым главным городом сапотеков и будет примечателен своими зданиями, расположенными вокруг площадей
и богато украшенных рельефами с геометрическими узорами.

Руины Митлы
Руины Митлы

К позднему доклассическому периоду города сапотеков демонстрируют высокий уровень сложности архитектуры, искусства, письма и инженерных проектов, таких как ирригационные системы. Например, в Иерве-эль-Агуа есть искусственные склоны холмов, орошаемые обширными каналами, питаемыми естественными источниками. Доказательства контактов с другими мезоамериканскими культурами можно увидеть, например, на месте Дайнзу, где есть большая платформа с каменным лицом и рельефами.

Косихо-Питао - бог дождя и молнии
Косихо-Питао - бог дождя и молнии

Руины Дайнзу
Руины Дайнзу

Известно так же о тесных отношениях между сапотеками и народами, проживающими в Теотиуакане в бассейне Мексики. Действительно, в Теотиуакане был даже квартал города, специально отведенный для общины сапотеков.

Религия

Пантеон сапотеков достаточно разнообразен как и у любой другой мезоамериканская религии. Некоторыми из наиболее важных богов были Бэт-бог — бог зерна и плодородия, Бейдо — бог семян и ветра, Косихо (у которого было человеческое тело с чертами ягуара и змеи с раздвоенным языком) — бог дождя и молнии. Питао Козоби — бог кукурузы, Копийча — бог солнца и войны, Кокебила — бог центра земли, Уэчаана — богиня-мать, также связанная с охотой и рыболовством, Кедо — бог справедливости, Ндан —бог океанов, Пикси Пекала — бог любви, а Коки Кси — бог-создатель, олицетворяющий бесконечность.

Кроме того, у отдельных городов часто были свои собственные божества-покровители, например, Кокенексо, покровитель Сокиапы, Коки Безелао и Ксонакси Кекуя, боги смерти и подземного мира, покровители Митлы и Теокуикуилько, и Козича Кози ( еще один бог войны) покровитель Оцелотепека. Этим божествам приносились подношения, молитвы и жертвоприношения в надежде на их помощь, например, чтобы принести дождь, необходимый для урожая.

Монте-Альбан

-7

Построенный на горном плато на высоте около 400 м, город Монте-Альбан был жилым и экономическим центром сапотекской цивилизации . Между 500 и 450 годами до нашей эры он вместо Сан-Хосе Моготе, стал главным поселением долины и также стал местом захоронения королей сапотеков, на протяжении более тысячи лет. Город особенно процветал в поздний доклассический период, когда его население достигало 20 000 человек, и снова между 400 и 700 г. н.э., когда население выросло до 25 000.

Большинство построек, видимых сегодня на главной площади, относятся к классическому периоду, за заметным исключением Храма Дансантеса, каменной платформы, которая была построена, когда это место впервые было заселено.

-8

Храм украшен танцующими рельефными фигурами, украшающими платформу, но что они означают, неизвестно до сих пор. Другие рельефные камни из храма также представляют собой идентифицированные письменные тексты в Мексике с изображением алфавита, с семантическими и фонетическими элементами, которые еще так же не расшифрованны. Существует также система чисел, представленная точками, полосами и глифами для 260-дневного года, основанная на 20 названиях дней и 13 числах с 52-летним циклом Календарного круга.

Находки этого периода включают большое количество глиняной посуды , сделанной из глины, в форме ваз с носиком и чаш, установленных на треноге. Другой интересной находкой является сосуд со свистком, с двумя камерами, который при наливании жидкости выбрасывает воздух из второй камеры, создавая свистящий звук. Было так же найдено большое количество фигур и урн, сделанных из глины и нефрита.

Сапотекский двухкамерный сосуд
Сапотекский двухкамерный сосуд
-10

Город развивался между 150 г. до н.э. и 150 г. н.э. К этому периоду относится большое количество здание с каменным фасадом, в форме наконечника стрелы, которое указывает на юго-запад. Здание покрыто резным текстом и рельефами, которые указывают на региональные завоевания, иллюстрированные перевернутыми головами побежденных королей. Кроме этого, было раскопано более 170 подземных гробниц, многие из которых имеют своды и вестибюли с богато украшенными стенами, что свидетельствует о богатстве города. В гробницах также есть признаки того, что их регулярно открывали, что свидетельствует о озабоченности сапотеков поклонением предкам.

Колонный зал сапотекских руин, Митла
Колонный зал сапотекских руин, Митла

Неизвестно, почему город и цивилизация сапотеков рухнули в Монте-Альбане, известно только то, что нет никаких следов насильственных разрушений и что это произошло одновременно с упадком Теотиуакана и межгосударственными конфликтами. Тем не менее, это место продолжало иметь важное значение, поскольку более поздний народ - миштеки, приняли его в качестве священного места и места захоронения своих королей. Однако сапотеки не исчезли полностью, поскольку в ранний постклассический период они основали новый, меньший по размеру центр в Митле, известный им как Лиобаа или «Место погребения», в котором также было много прекрасных зданий, включая знаменитый Колонный зал. Сам город развивался и существовал до испанского завоевания.