Сапотеки, известные как «Облачные люди», жили в южных высокогорьях центральной Мезоамерики, в частности, в долине Оахака, которую они населяли с позднего доклассического периода до конца классического периода (500 г. до н.э. - 900 г. н.э.). Их столица была сначала в Монте-Альбане, а затем в Митле. Селились они в основном они в южных высокогорьях, говорили на одном из вариантов ото-сапотеканского языка и подерживали торговые и культурные связи с цивилизациями ольмеков, теотиуаканцев и майя.
Сапотеки произошли из сельскохозяйственных общин, выросших в долинах Оахаки и ее окрестностей. В доклассический период они установили на побережье Мексиканского залива торговые связи с цивилизацией ольмеков, что позволило построить столицу в Монте-Альбане.
Город расположенный с видом на три основные долины, развивался на протяжении веков, начиная примерно с 500 г. до н.э. и оставаясь культурным центром до упадка цивилизации около 900 г. н.э. Помимо столицы, у сапотеков были и другие важные поселения, и в окружающих долинах было обнаружено более 15 элитных дворцов. Сапотеков можно разделить на три отдельные группы: сапотеки, живущие в долине Оахака, на севере - сьерра-сапотеки и южные сапотеки, живущие рядом с перешейком Теуантепек. Основные поселения сапотеков, разбросанные по долине Оахаки, включали столицу Монте-Альбан, Оахаку, Уитцо, Этлу, Сан-Хосе-Моготе, Заачилу, Зиматлан, Окотлан, Абасоло, Тлаколулу и Митлу. Последний, с ок. 900 г. н.э., станет самым главным городом сапотеков и будет примечателен своими зданиями, расположенными вокруг площадей
и богато украшенных рельефами с геометрическими узорами.
К позднему доклассическому периоду города сапотеков демонстрируют высокий уровень сложности архитектуры, искусства, письма и инженерных проектов, таких как ирригационные системы. Например, в Иерве-эль-Агуа есть искусственные склоны холмов, орошаемые обширными каналами, питаемыми естественными источниками. Доказательства контактов с другими мезоамериканскими культурами можно увидеть, например, на месте Дайнзу, где есть большая платформа с каменным лицом и рельефами.
Известно так же о тесных отношениях между сапотеками и народами, проживающими в Теотиуакане в бассейне Мексики. Действительно, в Теотиуакане был даже квартал города, специально отведенный для общины сапотеков.
Религия
Пантеон сапотеков достаточно разнообразен как и у любой другой мезоамериканская религии. Некоторыми из наиболее важных богов были Бэт-бог — бог зерна и плодородия, Бейдо — бог семян и ветра, Косихо (у которого было человеческое тело с чертами ягуара и змеи с раздвоенным языком) — бог дождя и молнии. Питао Козоби — бог кукурузы, Копийча — бог солнца и войны, Кокебила — бог центра земли, Уэчаана — богиня-мать, также связанная с охотой и рыболовством, Кедо — бог справедливости, Ндан —бог океанов, Пикси Пекала — бог любви, а Коки Кси — бог-создатель, олицетворяющий бесконечность.
Кроме того, у отдельных городов часто были свои собственные божества-покровители, например, Кокенексо, покровитель Сокиапы, Коки Безелао и Ксонакси Кекуя, боги смерти и подземного мира, покровители Митлы и Теокуикуилько, и Козича Кози ( еще один бог войны) покровитель Оцелотепека. Этим божествам приносились подношения, молитвы и жертвоприношения в надежде на их помощь, например, чтобы принести дождь, необходимый для урожая.
Монте-Альбан
Построенный на горном плато на высоте около 400 м, город Монте-Альбан был жилым и экономическим центром сапотекской цивилизации . Между 500 и 450 годами до нашей эры он вместо Сан-Хосе Моготе, стал главным поселением долины и также стал местом захоронения королей сапотеков, на протяжении более тысячи лет. Город особенно процветал в поздний доклассический период, когда его население достигало 20 000 человек, и снова между 400 и 700 г. н.э., когда население выросло до 25 000.
Большинство построек, видимых сегодня на главной площади, относятся к классическому периоду, за заметным исключением Храма Дансантеса, каменной платформы, которая была построена, когда это место впервые было заселено.
Храм украшен танцующими рельефными фигурами, украшающими платформу, но что они означают, неизвестно до сих пор. Другие рельефные камни из храма также представляют собой идентифицированные письменные тексты в Мексике с изображением алфавита, с семантическими и фонетическими элементами, которые еще так же не расшифрованны. Существует также система чисел, представленная точками, полосами и глифами для 260-дневного года, основанная на 20 названиях дней и 13 числах с 52-летним циклом Календарного круга.
Находки этого периода включают большое количество глиняной посуды , сделанной из глины, в форме ваз с носиком и чаш, установленных на треноге. Другой интересной находкой является сосуд со свистком, с двумя камерами, который при наливании жидкости выбрасывает воздух из второй камеры, создавая свистящий звук. Было так же найдено большое количество фигур и урн, сделанных из глины и нефрита.
Город развивался между 150 г. до н.э. и 150 г. н.э. К этому периоду относится большое количество здание с каменным фасадом, в форме наконечника стрелы, которое указывает на юго-запад. Здание покрыто резным текстом и рельефами, которые указывают на региональные завоевания, иллюстрированные перевернутыми головами побежденных королей. Кроме этого, было раскопано более 170 подземных гробниц, многие из которых имеют своды и вестибюли с богато украшенными стенами, что свидетельствует о богатстве города. В гробницах также есть признаки того, что их регулярно открывали, что свидетельствует о озабоченности сапотеков поклонением предкам.
Неизвестно, почему город и цивилизация сапотеков рухнули в Монте-Альбане, известно только то, что нет никаких следов насильственных разрушений и что это произошло одновременно с упадком Теотиуакана и межгосударственными конфликтами. Тем не менее, это место продолжало иметь важное значение, поскольку более поздний народ - миштеки, приняли его в качестве священного места и места захоронения своих королей. Однако сапотеки не исчезли полностью, поскольку в ранний постклассический период они основали новый, меньший по размеру центр в Митле, известный им как Лиобаа или «Место погребения», в котором также было много прекрасных зданий, включая знаменитый Колонный зал. Сам город развивался и существовал до испанского завоевания.