Замечали ли вы, что многие компании говорят о своей особой миссии полезной для общества? Они подают себя и свою продукцию, не как способ заработать денег, а как некое социальное служение. Как будто в их деятельности есть высший смысл.
По-моему, это делается для создания образа (имиджа), как альтруистов и филантропов, что позволяет больше заработать.
Ведь такой образ помогает компаниям во многих сферах:
- работники лучше работают, если думают, что их владелец на них не просто делает деньги, а ставит какую-то социальную цель
- СМИ охотней публикуют рекламу и пропаганду
- покупатели готовы отдать больше денег, думая, что поддерживают что-то хорошее
- восторженные отзывы о продукции становятся еще более восторженными
По-моему, компании, рассказывая о своей миссии, говорят не то, что есть на самом деле, а то, как о них должны думать. Это лишь работа с мыслеобразом компании в вашей голове, другими словами, лишь формирование отношения.
Прием «я вам расскажу историю своего успеха»
Один из приемов убедить массы в действительности миссии. Создатель компании где-нибудь в интервью или на презентации говорит примерно следующее: «для того, чтобы достичь успеха в бизнесе, вам нужно ставить целью не деньги, а делать то, во что ты веришь для улучшения мира. Например, мы…». И далее озвучивается миссия в соответствии со спецификой компании.
Я прочитал несколько десятков миссий крупных компаний, и многие из них говорят, что их цель что-то благое. К примеру, производитель продуктов питания скажет что-то вроде «мы хотели освободить людям время дав им качественные продукты быстрого приготовления», производитель йогуртов скажет «наша задача заботиться о здоровье людей», у сетевого магазина будет «мы экономим деньги людей, продавая дешево» и так далее.
Это не значит, что все подобные речи ложь, но мне видится, что это может быть мощным приемом манипуляции. Вроде бы человек говорит не о компании, а о том, как достичь успеха, и за счет этого еще эффективнее работает с мыслеобразом своей компании в головах людей. Поэтому нужно разбираться в том, что реально компания делает хорошего, а не полагаться на общественное мнение, которое может быть сформировано пропагандой.
Послесловие
Казалось бы, можно возразить «это маркетинг, чего ты ожидал?». Да, маркетинг, но разве так должно быть? И если они себя так позиционируют, значит, на массовое сознание это работает. Конкретные примеры приводить не хочу, но думаю, вы либо уже встречали подобное, либо заметите в будущем.
Внушение людям ложного образа таких компаний мешает решить проблемы, с которыми они якобы борются. Ведь создается впечатление, что этими проблемами кто-то занимается, но это не так.
Когда в следующий раз где-то услышите о миссии какой-либо компании, то подумайте, что реально делает эта компания для воплощения миссии? Продает свою продукцию?