Найти в Дзене
Коперник

От меланхолии до ликантропии

В старые времена меланхолия отличалась сильным проявлением чувств, порой выходящих за границы пристойного поведения. Людям требовалось что-то более яркое и театральное, нежели обычная грусть. Так, в XVII веке людей, которые думали, будто они превратились в волка, называли ликантропами (от греч. lykos - волк и antropos - человек). Известный ученый того времени, Томас Уиллис, полагал, что ликантропия является проявлением меланхолии: «Некоторые меланхолики претерпевают воображаемые изменения. Одни думают, что стали принцем, другим кажется, что их тело сделано из стекла, третьим представляется, что они превратились в волка или собаку». Уиллис называл такие состояния melancholia metamorphosis. «Стеклянные» люди думали, что их тело столь хрупко, что может разбиться при малейшем прикосновении, некоторые считали себя прозрачными, другие боялись солнечного света. Были такие, которые из-за боязни разбиться не садились, и другие, которые путешествовали только в ящике, обложившись со всех сторон

В старые времена меланхолия отличалась сильным проявлением чувств, порой выходящих за границы пристойного поведения. Людям требовалось что-то более яркое и театральное, нежели обычная грусть. Так, в XVII веке людей, которые думали, будто они превратились в волка, называли ликантропами (от греч. lykos - волк и antropos - человек). Известный ученый того времени, Томас Уиллис, полагал, что ликантропия является проявлением меланхолии:

«Некоторые меланхолики претерпевают воображаемые изменения. Одни думают, что стали принцем, другим кажется, что их тело сделано из стекла, третьим представляется, что они превратились в волка или собаку».

Уиллис называл такие состояния melancholia metamorphosis.

«Стеклянные» люди думали, что их тело столь хрупко, что может разбиться при малейшем прикосновении, некоторые считали себя прозрачными, другие боялись солнечного света. Были такие, которые из-за боязни разбиться не садились, и другие, которые путешествовали только в ящике, обложившись со всех сторон мягкой тканью. Были случаи, когда люди считали себя сделанными из масла, глины и даже соломы. Человек-лампа казался сам себе пламенем в масляной лампе и просил задуть его. Человек-море не мочился, чтобы не устроить наводнение (как Гаргантюа).

Особенно часто на собственную стеклянность жаловались, как ни странно, пианисты. Они боялись притрагиваться к клавишам и носили перчатки, чтобы не разбить собственные пальцы.

Современные специалисты, которые сталкиваются с настоящими проявлениями подобных психических предубеждений, не находят в них никаких проявлений меланхолии. Больные, скорее, растеряны и испуганы, недоверчивы и наивны, нежели опечалены и грустны. Возможно, получив известность в обществе, волчьи, стеклянные, глиняные и прочие симптомы начинали жить собственной жизнью и становились образцом для подражания со стороны других "меланхоликов", которым необходимо было дать выход своим чувствам в чем-то необычном и привлекающем к себе внимание со стороны.

Кажется, мы стали забывать, что такое настоящая меланхолия... А что думаете об этом вы?