Найти в Дзене
vyazankin News

Балетный «Небалет»

Премьеру пластического спектакля представил Хабаровский академический музыкальный театр Современность словно ледокол вторгается в жизнь хабаровчан, цепляющихся за старое, советское, заставляет одних лезть в словари и на информационные сайты, а других яростно отрицать. Последние господа-товарищи порой напоминают сумасшедших граждан, пытающихся превратить городской культурный ландшафт в пустыню. Старое все иссохло, а новому расти не дают. Да и не может искусство быть без поиска нового. Без этого оно становится музейщиной. Сегодняшняя актуальность, собственно, как и человек, - сложная, наполненная диссонансами, ломаными ритмами. Поиск гармонии схож с решением системы сложных уравнений. Упрости все – и полезет ложь, природная, мощная, которой пропитано, порой кажется, все сущее. Конфликт реальностей «Небалет» - так называется премьерный пластический спектакль Хабаровского академического музыкального театра в постановке Софьи Прилуцкой. Привычный танец сегодня - словно оживший орнамент, ч

Премьеру пластического спектакля представил Хабаровский академический музыкальный театр

Современность словно ледокол вторгается в жизнь хабаровчан, цепляющихся за старое, советское, заставляет одних лезть в словари и на информационные сайты, а других яростно отрицать. Последние господа-товарищи порой напоминают сумасшедших граждан, пытающихся превратить городской культурный ландшафт в пустыню. Старое все иссохло, а новому расти не дают. Да и не может искусство быть без поиска нового. Без этого оно становится музейщиной.

Сегодняшняя актуальность, собственно, как и человек, - сложная, наполненная диссонансами, ломаными ритмами. Поиск гармонии схож с решением системы сложных уравнений. Упрости все – и полезет ложь, природная, мощная, которой пропитано, порой кажется, все сущее.

-2

Конфликт реальностей

«Небалет» - так называется премьерный пластический спектакль Хабаровского академического музыкального театра в постановке Софьи Прилуцкой.

Привычный танец сегодня - словно оживший орнамент, часто лишенный глубинных смыслов и архетипов народной культуры. Тут никакой культовости. Отчего танцуют? Просто для красоты. Если есть она красота, конечно. Балет, пластический театр - другое дело. Здесь есть смыслы, здесь история рассказанная телом, а оно никогда не врет. Так что зря назвали новый спектакль «Небалетом». Это балет, не похожий, конечно, на «Лебединое озеро» в Большом театре. Он вполне современен, актуален. Отметим, что именно с Хабаровска, благодаря Вадиму Гоголькову и его театру «Триада», начался как жанр пластический театр на Дальнем Востоке. Стоит вспомнить постановки в этом жанре, показанные в рамках ТЮЗовского фестиваля «Наша тема», совсем недавнюю премьеру спектакля «Гравитация» Хабаровского театра юного зрителя. Это театральное направление знакомо и любимо хабаровчанами.

Премьерный спектакль «НЕбалет» делится на две части. Первая часть отвечает духу современности – действо с ломаными линиями, со сложной ритмикой. Это в «Лебедином озере» балерины и танцовщики чуть ли не бестелесны, а здесь мясисты, здесь плоть играет не меньшую роль, чем музыка. Словно апеллируя к ханжам, орущим на всех углах о т.н. русской душе, здесь торжество телесных страстей с вечным конфликтом притяжений и отторжений. Жестокость, как норма, жестокость, как главное для сегодняшнего дня, - пожалуй, главное, в этой части спектакля. При этом сюжет о том, как семейная пара пришла на прием к психотерапевту, отходит на второй план.

О психотерпапевте. Монологи были мастерски записаны артистом Музыкального театра Дмитрием Олейником. Где-то они выступали иллюстрацией, происходящего на сцене, где-то вступали в конфликт с действием.

Эффектна была игра с цветами – желтым, оранжевым, синим и белым. Желтый – цвет солнца и радости, оранжевый - цвет страсти, заходящего солнца, синий – цвет неба, погруженности в себя и белый. Если с тремя первыми вполне все понятно, то с последним не все так однозначно. Для советских и постсоветских традиций белый цвет – цвет невинности (как тут не вспомнить беременных невест), а в традиционных народных культурах белый – цвет мира мертвых: саваны, тапочки для покойников, русские русалки – всегда в белом и т.д.

Движение от радости к страсти, потом погружение в белый цвет завораживало. Особо стоит выделить сцену, где разноцветные ленты связывали актеров, а главные герои буквально продирались через эти хитросплетения лент, символизирующих человеческие отношения.

Во второй части вся эта мясистость, вся зримость образов исчезла. Экивоком в сторону советской субкультуры прозвучала песенка Анны Герман, а потом «привет» из тоталитарных 80-х - кавер-версия бессмертного хита Shocking Blue в исполнении британской вокальной группы Bananarama. Почему-то вспомнился образчик советского «поэтизма» Эдуард Асадов. Все стало просто и понятно, как глагольные рифмы, практически отсутствие звукописи и назидательный тон в виршах вышеназванного поэта, кумира советских провинциальных школьниц.

Одним словом, добро победит, если мы будем, как дети. По всей видимости, это главная мысль второй части. Собственно, некоторые пожилые сограждане так и делают – впадают в детство.

-3

Балетмейстер-постановщик и автор либретто

Софья Прилуцкая в Хабаровск приехала недавно. После работы в мюзикле «Капитанская дочка» ее пригласили на должность балетмейстера-постановщика Хабаровского музыкального театра.

- Я искала темы необычные темы, но актуальные для молодежи, для самой себя. Поговорила с артистами, понаблюдала за миром, посоветовалась с коллегами из других городов и приняла решение взять психологическую тему. Та родилась идея. Выбрала три времени – желтое, оранжевое и синее, как три состояния человека. Работа пошла легко и с интересом, - пояснила Софья Прилуцкая.

«Содержание этого одноактного пластического спектакля воплощается не только посредством хореографическо-музыкального действия, но и дополняется перформативными нюансами, интерактивной коммуникацией со зрителями и элементами импровизации артистов на сцене», - так анонсировался спектакль.

- В чем заключался перфоманс? В спектакле все было вполне традиционно – существовала четвертая «стена», на которую проецировались образы, т.е актеры изображали, зрители наблюдали, считывали смыслы.

- Перфоманс пока что заключался в только в том, что ребята - артисты выходили за рамки пластического текста, т.е. была поставлена комбинация – хореографическая сцена и было много моментов для существования артистов в импровизации. Вот в этом заключалась перфомативность. Они взаимодействовали со зрителями, т.е. могли выходить за рамки сцены, реагировать на взгляды.

- В чем заключались элементы коучинга?

- Для меня это заключалось подведение итогов сцен в виде голоса психолога.

- Для чего нужна в спектакле песня в исполнении Анны Герман?

- Это лирическая нота, она не привязана ни к какому времени. И в словах, и в ее голосе, и в мелодии передано то, что я ощущаю, как художник, то, что мы всегда можем вернуться к искреннему, белому, чистому пониманию любви. Оно не зависит от того, дети мы, юные или взрослые. Мы всегда можем вернуться к этой точке – чистой, ясной. Виноваты бываем мы, а любовь всегда права, - сказала Софья Прилуцкая.

-4

Стоит отметить, что спектакль, безусловно, событие для хабаровского театрального мира. Он живой, а, значит, не идеален. Он не музеен, а , значит, современен. Спектакль будит воображение, заставляет где-то соглашаться, а где-то спорить. Этот балетный «НЕбалет» стоит посмотреть, хотя бы потому, что это искренний и правдивый взгляд на нас, обычных людей.

Ю.Вязанкин

#хабаровск #театр