СТАТЬЯ 155
Итак, мой дорогой читатель, в предыдущих трёх статьях (статьи 152 — 154) мы с вами говорили о великих творцах советской литературы, но пока сейчас оставим литераторов и обратимся, например, к творцам изобразительного искусства этого периода. Поговорим о художниках. Кого можно тут назвать гением?
Ранний период советской власти, переходные времена, обессмертившие К. Малевича, Марка Шагала, Василия Кандинского и им подобных, мы пока оставим, о нём и об искусстве данного периода, литературе мы поговорим позже отдельно. Разберём сталинскую эпоху и период развитого социализма. Кто тут гений? Кто мне может назвать?
Иван Шадр, Евгений Вучетич? Вера Мухина? Митрофан Греков, Александр Дейнека, Владимир Фаворский, Таир Салахов? Иль, может, Илья Глазунов? Кто?..
Опять, в моём понимании, тут гениев нет, но величайшие и великие есть. Веру Мухину я действительно отношу к величайшей. Если б это был мужчина, он был бы великим, но для женщины такая мощь!.. Она, несомненно, близка к гениальности!
Сталинский период нашего искусства вообще выглядит как бы нарочито фундаментальным, но это не совсем так, это именно суть данной грандиозной эпохи, которую, причём с разных сторон, воплотили в своих трудах многие художники. Взять того же нарочито приземленного и одновременно лиричного Аркадия Пластова иль, например, позднего иконографичного, словно рубленого Кузьму Петрова Водкина.
Конечно, тут можно поговорить и о позднем Петре Кончаловском иль особенно о Михаиле Нестерове, почти полностью перешедшем на портреты. Но я не буду тут вдаваться в историю искусств.
Я вам прямо скажу: почему, в моём понимании, тут нет гениев? Да, М. Нестеров, несомненно, великий, даже величайший, но он не гений. Гением был вообще-то в изобразительном искусстве России только, по сути, один человек — Михаил Врубель. Конечно, можно говорить о гениальности Андрея Рублёва, аж вошедшего ещё в ту пору в историю, — а это редчайшее явление! — но трудно сказать, насколько искусствоведы то или иное творение правильно причисляют к кисти Рублёва…
Так почему советская власть сталинского и позднего, хрущёвско-брежневского, периода не дала ни одного гения? Если в литературе они, точнее он, ещё есть, то тут нет. Почему? Думаю, это можно объяснить одной, но очень существенной причиной. Гений — это гениальные мысли и гениальные смыслы. В живописи иль в скульптуре, в графике трудно и даже невозможно передать сложнейшую многогранность мысли, её ходов, формул-кодировок. Это особенно трудно, когда требуют пропагандировать чрез искусство идеи, пусть прекрасные, но в реальности утверждаемые всегда очень однобоко и криво, лицемерно. Идеи власти — это обычно не твои смыслы. Если они твои, то ты плохой художник, ты лжец… У подлинного творца должны быть именно свои мысли и идеи, СВОИ! И очень важные для человека! ЧЕЛОВЕКОПОЗНАЮЩИЕ И ЧЕЛОВЕКОРАЗВИВАЮЩИЕ!
Что имеется под этим в виду? Поясним на наглядном примере. Вот Лев Толстой, ему надо выразить понимание смерти и страха смерти, снизить давление страха своей конечности, который жутко давит на каждого. Что он, Лев Толстой, говорит? Цитирую примерно, но не дословно: «Разве страшно уходить туда, откуда приходят столь прекрасные дети». Очень короткая реплика, но какова мощь! Как это выразить творцу изобразительного искусства. Евгений Вучетич изображает её с помощью девочки-немки, прижавшейся к груди русского солдата, но та ли эта мысль? Конечно, нет, он изображает спасение жизни и страх девочки. Важность её бессмертия! Девочки вообще-то и дети очень мало боятся смерти…
Так вот, фраза Льва Толстого словесно звучит очень точно, а как это воплотить живописно? Как? Я тоже работаю иногда как хобби с холстами и масляными красками, я много раз ставил такую задачу: как изобразить и усилить чувство бессмертия? В живописи это крайне сложно, гораздо легче в фильме, это тоже подобие живописи, но во времени. Вспомним, как великий Дэвид Кэмерон показал игру музыкантов во время гибели «Титаника» — символа общества, даже человечества. А это правда, так было. Иль как истинными джентльменами погибали несколько богатых человек, одевшись во фраки и цилиндры и вышедших на палубу, закурив сигары… Это вообще-то мощь духа. Своих жен, дочерей посадили в шлюпки — всё, они сделали главное усилие для своей, пусть материальной, вечности… но они забыли о людях в трюме совершенно. Главное — выразить себя и своё бесстрашие и так бессмертно войти в историю, и они так и вошли в неё…
Но пока хватит. Спасибо за внимание, мои читатели! Успехов вам! По-прежнему очень жду отзывов, ведь я так стараюсь для вас! ВСТУПАЙТЕ В МОЙ КЛУБ ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ГЕНИАЛЬНОСТЬ! Я вам прямо скажу, мои дорогие подписчики, что вы можете, интересуясь моей темой, уже подлинно гордиться собой и считать себя особенными.