Одной из моих детских мечт было путешествие на родину всех настоящих йогов, пряностей, разноцветных сари и истинной мудрости. Зачитываясь мифологическими сюжетами про Пахтание Молочного океана, я грезила солнечными пляжами Гоа, а знакомясь по книжке «Религии народов мира» с буддизмом, твердо была настроена посетить храм Махабодхи.
Но это был лишь яркий образ, сформированный великой культурой.
В более позднем возрасте я ознакомилась с такими понятиями как «антисанитария», «эпидемия», «трущобы», «нищета» и другими, которые сейчас во многом характеризуют современную Индию.
Возможно, это набор клише, эдакий собирательный образ для иностранца, который есть у любой другой страны. Однако, если этот собирательный образ существует, значит, не все в нем так уж преувеличено?
Книга Дэна Симмонса «Песнь Кали» как раз об этом.
По сюжету молодая семья из-за командировки мужа прилетает в Калькутту, надеясь провести там не очень много времени. Главный герой романа – журналист, который ради материала для статьи хочет отыскать в Индии легендарного поэта, считавшегося умершим. При чем тут древняя секта капаликов, и куда заводят его в итоге эти поиски, я вам спойлерить не буду.
Поделюсь лишь впечатлениями от прочитанного. Это, несомненно, хоррор: здесь все очень мрачно, с налетом мистицизма, но при этом достаточно реалистично. Детективная составляющая у романа есть, но она далеко не самая главная. Как это обычно бывает, Симмонс в своих романах на передний план выносит человеческие взаимоотношения, в принципе всю суть человеческой натуры. «Песнь Кали» не стала исключением.
На описании местности, пожалуй, следует заострить внимание, т.к. через нее передается общее настроение книги и отношение автора к той локации, которую он выбрал. Липкая, ужасающая духота в условиях адской жары и влажности не дает нормально соображать, путая мысли. Огромное количество людей как бурлящий поток горной реки подхватывает тебя и несет туда, где ты вовсе не предполагаешь очутиться. А очутиться ты можешь прямиком в трущобах по колено в нечистотах: вокруг навалены горы мусора, в которых копошатся крысы, и тут же, рядом, кто-то мастерит себе палатку из дырявого брезента, или лепит из навоза лепешки для растопки костра. Едкий дым и запахи гниения здесь повсюду. Прокаженных слишком много, чтобы их не замечать. А еще тут умирают люди – прямо на улицах, но они ведь «неприкасаемые», мимо них проходят, словно их не существует.
Все это тоже Индия, и автор мастерски передает это ощущение полнейшей безнадежности, нищеты, а главное, нежелания что-либо менять.
Кали, - древнее божество, соблазнительное, гневливое, непокорное и яростное, - в повествовании олицетворяет собой низменность человеческих пороков. Ей поклоняются, как эгоизму, ее боготворят, как тщеславие, ей приносят жертвы, как насилию внутри себя.
Если ты только думаешь о том, чтобы совершить преступление, Песнь Кали слабо начинает звучать в твоем сознании, но если ты уже его совершаешь, Песнь раздается в ушах набатом.
Она дикая, неподвластная и не поддающаяся пониманию, но, говорят, рано или поздно ее слышит каждый из нас.
Но что стоит за культом Кали? Кто стоит?
Роман отлично передает жуткое чувство понимания, что такое секта. Что секта создается не во имя восхваления какой-то философии, идеи или божества, как в данном случае, а просто для того, чтобы влиять на массы, чтобы владеть общественным сознанием, создавать некий коллективный разум из неразумных, а в дальнейшем управлять этим разумом как заблагорассудится и получать выгоду.
Кто создает секту, делает крупную ставку, но если все получится, все схватится, то это означает нереальную прибыль, ведь создание любой секты сводится только к одной истинной идее – деньгам. Кукловод остается в выигрыше с гигантским кушем. Но делиться с последователями он им не будет никогда.
Конец у этой книги закономерный, отмечу лишь, что мне было страшно. Мне было страшно до последней страницы, но Дэн Симмонс не был бы Дэном Симмонсом, если бы он не заканчивал любую свою историю справедливым финалом. Иногда справедливость гораздо лучше счастливого конца, ведь она приближена к реальности намного больше.
Автор говорит читателю – да, Песнь Кали есть, она существует, и звучит почти всегда, но нужно уметь различать что-то светлое.
Нужно уметь слышать другие песни, другие голоса, и помнить, что их великое множество.
#другаяиндия #дэнсиммонс #хоррор #рецензияотжени