Предисловие
Вот стоит поставить в редакционный паблик материал с разбором очередного ужесточения миграционного законодательства в РФ (на этот раз Медведев сослался на угрозы безопасности России — «вы же понимаете, какая сейчас ситуация» — и потребовал собирать с мигрантов вообще все возможные данные), как в комментариях набегают... надеюсь, это тролли. Хотя с такой государственной риторикой ненависти из каждого утюга, неудивительно, если и не тролли.
Но всякий раз, когда вижу полный рот злобы к мигрантам в комментариях, вспоминаю эксперимент 2013 года в Кронштадте, который широко освещался в СМИ. Новый руководитель Кронштадта, Терентий Мещеряков, авантюрист технократического склада (на то время это было в новинку), быстренько опросил жителей и с результатами опроса, в котором осуждалось засилие мигрантов в сфере ЖКХ, разогнал всех мигрантов, объявив, что на работу теперь принимаются только славяне. В общем, Кронштадт — город русской метлы! Через некоторое время коммуналка района столкнулась с дефицитом кадров. Горожане стали жаловаться на мусор, сами больше выступать в защиту мигрантов.
Подробно репортаж тех времен вот тут можно прочитать, смешной.
...В 2022 году, вспомнив с оказией снова эту историю, посмотрел, куда прибило администратора Мещерякова. Оказалось, в Дубай.
...Есть к тому же ощущение, что «эксперты», лучше всех знающие, как надо перекроить рынок труда России, элементарно не в курсе, как вообще устроена сегодняшняя работа с низким порогом входа. А вот почитайте тогда пример — работа на складе Wildberries:
***
Ну, а теперь к тезисам из теоретического интервью демографа Ольги Чудиновских (2019 год!)
1. Население России стареет и сокращается. Без мигрантов страна элементарно утратит контроль над самообслуживанием
Без миграционного притока численность населения сократится к 2035 году более чем на 6 миллионов человек (по прогнозу ООН — на 6,5 млн), особенно пострадают группы населения наиболее продуктивных рабочих возрастов. Поэтому при самом грубом приближении нам нужны такие миграционные потоки, которые обеспечат хотя бы этот миграционный прирост. К сожалению, с учетом у нас большие проблемы.
ОТ РЕДАКТОРА
А в 2020—2021 население РФ выкашивал ковид, последствия по приблизительным данным — под миллион избыточных смертей. Правда, средний возраст жертв пандемии был выше трудоспособного.
Ну а сейчас еще и спецоперация с мобилизацией и эмиграцией — Россия снова лишается несколько сотен тысяч людей трудоспособного и репродуктивного возраста, в основном — мужчин. Скажем осторожно, они ушли с рынка труда. Их нужно замещать мигрантами, иначе придется собирать трудовые армии студентов, что уже предлагают руководители некоторых регионов — а куда деваться).
========
Приток мигрантов в известном смысле является признаком благополучия страны, факт: потребность в них есть даже в государствах, намного опередивших Россию по уровню экономического развития.
2. России нужны и сезонные, и долгосрочные мигранты
Долгосрочные мигранты сами стремятся стать частью сообщества. Их дети, как правило, уже не будут отличаться от сверстников — не-мигрантов.
Временные мигранты, в первую очередь трудовые, тоже нужны. Многие виды деятельности — например, сельское хозяйство — предполагают сезонную занятость, и привлечение дополнительной, временной рабочей силы тут необходим.
Кроме того, далеко не все мигранты стремятся переселяться навсегда: поработали, заработали денег (и, кстати, внесли свой вклад в экономику РФ!) и вернулись домой, не создавая нагрузки на социальные фонды в России и не требуя условий для обустройства.
В мире все большее развитие приобретает так называемая циркулярная миграция, когда мигранты выезжают на заработки на год-два (и более), но потом возвращаются на некоторое время домой. И место жительства семьи мигранта, его домохозяйство остаются в стране исхода.
3. Мифы о преступности мигрантов — следствие зашоренности общества
Доля преступлений, которые совершают иностранцы, на протяжении многих лет не превышает 4% от их общего числа. В РФ нет статистики преступности мигрантов, уже получивших гражданство, но статистика подтверждает что в плане преступности россияне для россиян многократно опаснее, чем приезжие.
4. Россия уже не так привлекательна для мигрантов из СНГ
Большая часть потока из европейских стран СНГ (например, Украина) давно предпочитает Европу, а не Россию.
(Конечно, это статистика — до начала военных действий в стране. Интервью, тезисы которого мы приводим, — от 2019 года)
Потока мигрантов из Центральной Азии тоже меняется. Часть уже переориентируется на Турцию.
Но пока мигранты из Центральной Азии недостаточно конкурентоспособны на рынках вне России, к тому же знание русского языка (на разном уровне, но все-таки достаточном для коммуникации), налаженные каналы и мигрантские сети поддерживают интерес к российскому направлению.
Больше всего потенциальных работников приезжает из Узбекистана, что понятно: это самая населенная из постсоветских стран Центральной Азии.
5. Нелегальная миграция — следствие недальновидной жадности административных властей России
До 2015 года число иностранцев, поставленных на миграционный учет с целью «работа», примерно было близко к числу лиц, получивших разрешительные документы (я не учитываю граждан ЕАЭС). С 2015 года их стало в половину меньше, потому что резко подорожал патент: региональные власти получили право самим назначать цену за него.
Результат: выросла нелегальная трудовая миграция выросла.
Среди других непродуманных требований к мигрантам — тотальное тестирование на знание русского языка и основ истории и законодательства. Эти требования можно предъявлять к долгосрочным мигрантам (да и то — зачем им знать про историю Куликовской битвы или войны с Наполеоном?), но для сезонных работников, а также рабочих из дальнего зарубежья, которые работают в замкнутых коллективах, такие требования явно избыточны. Они помогли создать огромный теневой рынок продажи сертификатов без тестирования, и это явный отрицательный результат такой политики.
6. Мечты вслух о «голубоглазых и светловолосых», проглядывающие в государственных программах, двусмысленны и не запустят нормальных процессов по привлечению рабочих рук
Новая «Концепция миграционной политики» — очередные мечты с довольно-таки нацистским обоснованием. Там есть весьма удивительная фраза о том, что
«целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач… в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода».
Трудно представить гипотетические концепции миграционной политики США, где бы шла речь о защите англосаксонского наследия, или Германии, призывающей к сохранению немецкой культуры и германского «цивилизационного кода».
Возникают весьма спорные коннотации и исторические параллели.
К нам (пока) хотят приехать не только русские, русскоязычные (видимо, голубоглазые и светловолосые славяне), но и люди, говорящие по-русски, но представляющие совсем иные этносы и конфессии. Если речь идет о законопослушных, продуктивных и трудоспособных мигрантах, почему бы им не дать возможность переехать на понятных условиях в Россию?
Очень многие делают общую ошибку: жители не всегда идентичны гражданам. Во многих странах мира иностранцы десятилетиями живут по виду на жительство, работают, приносят пользу себе и стране, но при этом не обращаются за гражданством.
Нам нужны не граждане, а в первую очередь жители.
Что касается получения гражданства. Сейчас собираются гражданство РФ в больших количествах, но — людям, которые не участвуют в экономике страны либо не меняют свое место жительства. По определению, это нагрузка на бюджет и оправдывается она со стороны властей только политической необходимостью.
Полностью интервью читайте здесь.