Дирижабли - плавные красивые гиганты, при взгляде на которые представляется мир будущего. Небесные корабли, способные держаться в воздухе до 100 часов, перевозить грузы до 80 тонн и превращаются в настоящий отель для пассажиров. Куда они пропали и есть ли будущее у этих аппаратов, когда закончится нефть?
Как работают аэростаты
Дирижаблям предшествовало создание воздушного шара братьями Монгольфье в 1783 году. Аппарат взлетал при помощи горячего воздуха, но был неуправляемым, поэтому требовалось усовершенствование идеи.
В 1852 году Анри Жифарр, французский инженер, был первым кто придумал прикрепить небольшой двигатель к устройству воздушного шара. Таким образом он смог увеличить скорость полета до 9 километров в час. Затем некий бразилец придумал заправлять двигатели бензином, а уже в 1905 году США успешно запустили свой дирижабль-гигант под названием "Калифорнийская стрела".
Дирижабли летали на гелии или водороде. Использование водорода достаточно опасно, ведь этот газ взрывоопасен, однако с гелием в начале 20-го века у всех стран, кроме США были проблемы. США обладало самым большим запасом газа, в связи с открытиями месторождений природного газа, в котором содержался высокий процент гелия. По какой-то причине США не хотели продавать свой гелий, а копили его в хранилищах, даже сейчас экспорт этого газа строго контролируется.
Если использовать для полета гелий, это безопасно и удобно. Большая часть дирижабля наполняется этим газом и поднимается ввысь. Газ не выходит и это позволяет достаточно долго лететь и не использовать горючее топливо. (хотя немного топлива там тоже присутствовало для двигателей, но по сравнению с самолетами ничтожное количество).
При приземлении, шлюзы открываются и гелий понемногу выходит наружу, за счет этого аппарат снижается. Далее экипаж скидывает вниз канат, а на Земле уже стоят люди, которые будут крепить канаты к мачте, чтобы прикрепить аппарат к "стоянке".
Цеппелин - вид дирижабля на жестком каркасе был изобретен в Германии, имел большой объем и отлично использовался Германией в военных целях. На нем можно было перевозить тонны техники.
Интересный факт: во время второй мировой войны, в Ленинграде использовали дирижабли как ПВО. Воздушная техника противника вынуждена была подниматься на большую высоту из-за привязанных по границе дирижаблей. А с большой высоты сложно совершать прицельные удары.
Катастрофа Гинденбурга
Самая известная в истории катастрофа, связанная с огромным немецким дирижаблем "Гинденбург", произошла в мае 1937 года. Тогда аппарат летал на водороде, соответственно при падении на землю был велик риск взрыва, что и произошло.
Тогда все СМИ пестрили заголовками о трагедии, примерно в то же самое время произошло еще несколько падений. Смотря на сегодняшние "новости" легко предположить, что паника, созданная из-за этой аварии, была спровоцирована для прекращения использования дирижаблей.
Тогда люди были напуганы и ни у кого не возникало вопросов о том, почему же до этого не было никаких крушений, к тому же самолеты тоже не идеальны и имеют свойство падать и ломаться. Сразу после катастрофы дирижабли были запрещены в США и Европе одновременно.
Несмотря на то, что самолеты потребляют дорогое топливо, они по сути являются единственным способом перелетов для большинства людей. Это удобно для нефтяного бизнеса, для контроля над полетами. Ну а про экологию можно только говорить с экранов телевизоров.
Дирижабли сегодня
Сейчас дирижабли создаются, но используются в основном для экскурсий, в коммерческих целях.
В России сейчас в проекте находится модель Atlant 100, которая будет выполнена из жесткого корпуса и сможет противостоять любому ветру. Но это только проект. Раньше проекты дирижаблей в других странах преследовали неудачи, к примеру в 2005 году в США был объявлен конкурс на разработку летающего транспортировщика грузов. Грант получила фирма украинского иммигранта. Однако уже в 2015 году созданный им прототип был разбит упавшим на него ангаром. Несчастный случай, что поделать.
А в 2017 году США создали Airlander 10, спустя некоторое время аппарат отвязался от мачты и случайно разбился о землю.
Британская фирма Hybrid Air Vehicles представила публике концепт новейшего дирижабля, который будет вмещать сотню пассажиров, иметь панорамные окна, мягкие кресла и полный комфорт для клиентов. Однако это только концепт, обещанный к воплощению к 2025 году.