Найти в Дзене
История. Мифы. Гипотезы

«Война с эму»: как получилось, что австралийские солдаты проиграли кампанию птицам

2 ноября 1932 года на территории Западной Австралии развернулась, пожалуй, самая необычная военная кампания, в которой когда-либо приходилось участвовать вооружённым силам этой страны. Всё началось с жалоб фермеров на грабительские набеги страусов-эму, активно уничтожавших посевы пшеницы в округе Кэмпион.

Исходное изображение найдено на mirtesen.ru.
Исходное изображение найдено на mirtesen.ru.

Надо сказать, что большинство местного населения там состояло из ветеранов Первой мировой войны, получивших землю от правительства Австралии и теперь занимавшихся самым мирным делом, которое только можно представить: выращиванием зерна. И до поры до времени всё было хорошо, пока в дело не вмешалась Великая депрессия.

Правительство Австралии обратилось к фермерам Кэмпиона с просьбой нарастить урожаи и даже пообещало им (но, правда, так и не выдало) субсидию. Между тем цены на пшеницу всё падали и падали, пока в октябре 1932 года не сложилась довольно угрожающая ситуация. Фермеры собирались начать очередной сбор урожая, но в то же время не знали, куда будут девать собранное зерно. Продавать его за бесценок они вовсе не собирались и потому предпочли бы совсем отказаться от поставки пшеницы, нежели сбывать её по бросовым ценам.

И надо же было случиться, что в район, где жили и без того уже озлобленные и раздражённые фермеры, как раз в это время нагрянуло около 20 тысяч страусов-эму! Птицы как обычно мигрировали после сезона размножения к морю из внутренних регионов страны и в районе Кэмпиона вдруг к своей огромной радости набрели на место, должно быть, показавшееся им земным раем.

Расчищенная земля, множество источников пресной воды, а главное - целые поля золотой пшеницы, простирающиеся на многие мили. Эму "посовещались" и решили здесь остаться.

А вот фермеров появление новых "соседей" совсем не радовало. Страусы мало того, что сами уничтожали посевы, так ещё и проделывали дыры в дощатых заборах, ограждавших поля. Через эти прорехи на огороженную территорию с лёгкостью пробирались кролики, присоединяющиеся к пирующим эму и уничтожавшие ещё больше зерна.

Мириться с таким положением дел бывшие вояки, а ныне - фермеры не собирались. Они отправили делегацию своих представителей к министру обороны Джорджу Пирсу и попросили его выделить пулемёты для борьбы с обнаглевшими птицами.

Пирс согласился, но заявил, что на руки фермерам, пусть даже те и были вывшими военными, пулемёты он не выдаст. Уничтожать эму будут военнослужащие Австралийской армии, а их транспортировка и оплата боеприпасов, затраченных на войну с птицами - это проблемы правительства Западной Австралии, больше всех прочих официальных лиц заинтересованного в избавлении от докучливых страусов.

Командование "боевыми действиями" было возложено на майора Мередита, численность "войска" которого составляла "аж" 2 солдата, вооружённых двумя пулемётами.

Начало "кампании" против эму изначально было запланировано на октябрь 1932 года, но из-за затянувшихся дождей сдвинулось на 2 ноября. В тот день была обнаружена небольшая стая страусов примерно с дюжину птиц, которая и была перебита солдатами.

4 ноября "война" продолжилась. На этот раз Мередиту удалось выследить около тысячи птиц и устроить на них засаду. Правда, один из двух имевшихся в его распоряжении пулемётов уже вскоре вышел из строя, а потому нанести "противнику" решительное поражение майор снова не смог: эму, испуганные выстрелами, попросту разбежались по окрестностям.

Но Мередит не собирался так легко сдаваться. И в последующие дни продолжил преследование страусов. Он думал, что сможет догнать их, если установит один из пулемётов на грузовую машину, но просчитался. Грузовик не только не мог угнаться за шустрыми и осторожными эму, но и по причине постоянной тряски использовать установленный на нём пулемёт оказалось невозможным.

К 8 ноября вдруг выяснилось, что люди, похоже, проигрывают кампанию птицам. Было использовано около 2500 патронов, а потери среди "противника" едва ли достигают полусотни от изначальной численности "личного состава". Поняв, что что-то пошло не так, Пирс решил отозвать Мередита с его "войском".

Понятно, что страусы на этом не успокоились. И набеги на фермы продолжились. И тогда местные жители снова обратились к правительству с просьбой продолжить борьбу с эму. 13 ноября "кампания" возобновилась и продолжалась до 10 декабря, после чего Мередит и его "армия" были окончательно отозваны и "боевые действия" против страусов прекратились.

Подводя итоги "войны с эму", орнитолог Доминик Сервенти не без юмора прокомментировал:

"Мечты пулеметчиков о стрельбе в упор по сомкнутым скоплениям эму вскоре рассеялись. Командующий Эму, очевидно, отдал приказ о начале партизанской войны, и его огромная армия вскоре рассыпалась на бесчисленные мелкие отряды из-за чего использование военной техники стало нерентабельным. Поэтому удрученные полевые силы покинули район боевых действий примерно через месяц."

Итогами "кампании" против страусов стало уничтожение 986 птиц. При этом люди безнадёжно проиграли страусам: те вскоре оправились от понесённых потерь и беззастенчиво продолжили порчу посевов.

Фермеры ещё несколько раз обращались к военным с просьбой помочь им в борьбе с эму, но правительство раз за разом отвечало им отказом, предпочитая поощрять местных жителей за самостоятельное уничтожение страусов, но более не отправлять на борьбу с птицами военных. Да и то сказать: потерпеть поражение от каких-то там страусов, у которых даже оружия нет и бесславно отступить, будучи не в силах уничтожить "противника" - что же это ещё было, если только не позор для всей Австралийской армии?

-----------------------------

Друзья! Жду ваших комментариев по теме данной статьи.

Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.