28 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялось торжественное награждение победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2022», организованного Министерством просвещения Российской Федерации и Московским государственным психолого-педагогическим университетом. В финале конкурса приняли участие образовательные организации – детские сады, школы и, впервые, организации детского отдыха и их оздоровления – из 41 регионов России.
В этом году конкурс проводился в девятый раз. Как сказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России Юлия Сачко, задача инклюзивной школы — организация максимально близкого образования к месту проживания ребенка. Тем самым достигается возможность воспитания ребенка в семье, социализация в его родном городе или селе.
– До 2013 года образование в России детей с ОВЗ было организовано в школах-интернатах, дети могли месяцами не видеть своих родителей, сестер, братьев и других родственников, – сказала Юлия Сачко. – Девять лет назад лет назад термин «инклюзивное образование» стал официально интегрированным в общую образовательную систему. Конкурсное движение, запущенное нашими коллегами и партнерами – РООИ «Перспектива», было поддержано Министерством просвещения и распространено по всей стране. Теперь конкурс стал площадкой обмена опытом между практиками со всей страны.
Не зря считается, что догма — самая губительная вещь для инклюзии. Инклюзивная школа или детский сад — всегда команда новаторов. Такое детское учреждение должно быть готово к включению в образовательный процесс любых учеников, нуждающихся в поддержке, причем не только с ОВЗ, но и мигрантов из разных стран, детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей. Включение в класс ребенка с особенностями требует от педагогов внимания к его нуждам, индивидуального подбора обучающих средств, апробации разных вариантов подхода к нему. Как в этом многообразии найти и выделить лучшую инклюзивную школу? Критерии оценки тоже многочисленны – это системность, доступность, компетенции педагогов и руководства, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, специальные образовательные условия для разных групп детей и многое другое.
– Мы хотим увидеть лидеров инклюзивной культуры и их лучшие практики, поэтому в этом году мы оценивали педагогические технологии, содержание инклюзивного процесса в образовательных организациях, – подвела итог председатель жюри конкурса, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина. – Инклюзивные практики должны наполнить наш методический портфель.
Лучшей инклюзивной школой стала средняя общеобразовательная школа № 6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова (Псковская область). В этой школе 69 учащихся с ОВЗ — это ребята с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д., для них созданы программы коррекционно-развивающих и логопедических занятий, психолого-педагогическое сопровождение.
В номинации «Лучший инклюзивный детский сад» победителем признан детский сад № 22 поселка Северный Белгородского района (Белгородская область). Здесь малыши занимаются в холле сенсорного развития, играют в дидактические игры, которые стимулируют к познавательной деятельности, усидчивости, способствуют развитию речи, творческой деятельности, умению управлять своими движениями Первое место в номинации «Лучшая инклюзивная организация детского отдыха и их оздоровления» впервые занял детский оздоровительно-образовательный лагерь им. В. Дубинина, филиал Центра образования «Родник знаний» (Саратовская область).
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».