(рассказы - воспоминания 1961 - 1962г. )
НА ПЯТОМ КУРСЕ. Мне предстояло учиться на последнем пятом курсе в ДГУ (Днепропетровском государственном университете). С вокзала я приехал на такси. Не хотелось таскаться с чемоданом в общественном транспорте и далее, от остановки до общежития. Приехал в отличном настроении, почти как к себе домой. Все предыдущие четыре года здесь жил и меня ждала встреча с друзьями и самим пятиэтажным зданием, которое тоже воспринималось как неодушевлённый, но друг. Приехал утром и пошёл в комнату коменданта, к Игнатьевне, оформлять вселение и получать затем постельные принадлежности и всё, что положено проживающим.
…Игнатьевна ответила, что общежитие мне не предоставлено. Из – за игры в преферанс (азартная игра в карты, очень распространённая среди студентов). Я растерянно и возмущённо возразил, что меня ведь не поймали за этой игрой. Нет никаких доказательств. (Время от времени руководство университета, вместе с комендантом, устраивало в общежитии облавы: ловили незаконно проживающих, картёжников, ребят с непонятно как проникнувшими посторонними девушками и т. д.). Игнатьевна мне ответила, что никаких доказательств не требуется, поскольку это всем хорошо известно. Она просто выполняет указание ректората.
Тогда я вспомнил, что весной было собрание студентов в вестибюле общежития. Сначала выступила сама Игнатьевна. Свою речь она закончила замечанием, что у многих студентов испачканы пятнами простыни и даже матрасы. При стирке и выпаривании в нашей прачечной от всего этого ужасный запах, а ведь там работают женщины и они на нас жалуются. Поскольку Игнатьевна не дала никаких предложений на этот счёт, то мы, студенты, несколько смущённо улыбались, но тоже промолчали. Затем выступил проректор по хозяйственной части. Он сказал, что многие студенты пьют, играют в карты на деньги и т. д., что это ему очень не нравится и ректорат будет с этим вести непримиримую борьбу (вместе с ним пришёл ещё кто – то очень важный, нам неизвестный, но вероятно вдохновивший проректора). В ответ выступил я. Сказал, что Ганяев (реальная фамилия проректора) нам тоже не нравится, а студенты в преферанс играли до нас, будут играть и после нас. Я ещё в школе пристрастился выступать на собраниях. И эти выступления имели успех у всех слушателей, … кроме руководства. Теперь мне это аукнулось.
Но возражать было бесполезно, Я взял чемодан и поднялся на четвёртый этаж, где обычно жили мои сокурсники с тем, чтобы оставить у них вещи и затем срочно искать уголок в квартире или частном доме (уголок – это тоже место в комнате, где жили несколько студентов). Общежитие предоставляли не всем, а только тем, кто победнее. А некоторым общежитие просто не нравилось, и они предпочитали жить в более свободном пространстве.
Было рано утром. Друзья уже приехали с каникул и были на месте. В прошлом году с ними жил ещё один парень, но он уже и тогда почти всё время проводил у своей девушки, где – то в квартире её родителей. Сейчас он туда перебрался окончательно, но они же не такие олухи, как на первом курсе. Они попросили его оформить место в общежитии и в этом году, Свободная койка всегда могла пригодиться, а к ним не сможет вселиться никто из чужих. Так что друзья предоставляют это место мне. Я могу располагаться на вот той койке. Постель там уже на месте, а свободное место в тумбочке они сейчас организуют.
Так был почти решён вопрос с моим жильём. Очень для меня важный. Но могли возникнуть опасные ситуации при входе в общежитие, который оберегался женщинами-вахтёрами. На этот случай друзья выхлопотали для меня в студенческом профкоме путёвку в профилакторий, который находился в соседнем общежитии нашего университета. Таким образом, у меня теперь было два места в разных общежитиях. Студенческое братство оказалось сильнее проректора.
Первое время я очень переживал, проходя мимо вахтёров. Особенно боялся Игнатьевну и, высмотрев её в вестибюле, уходил на свой запасной аэродром, в профилакторий. Но женщины, давно сидевшие на вахте, привыкли, что я живу в общежитии уже четыре года. Конечно, знали, что пятый год живу незаконно. Наверное, знала об этом и сама Игнатьевна. Но за четыре года студенты становились какими- то родными. Никому не хотелось мстить мне за какое- то не очень удачное выступление на собрании. А где- то через месяц я уехал в Киев на преддипломную практику и там уже была другая, но не менее интересная история с местами в общежитии.
Когда мне было лет за 60, я, уже преподаватель, проводил занятие в студенческой аудитории. В ней было около 15 молодых людей. Они, чем- то не особенно трудным, занимались самостоятельно. Одна девушка меня спросила: « А каким вы были студентом?». Нахлынули воспоминания, и я задумчиво ответил: «Я не был примерным студентом. Пьянствовал, играл в карты на деньги». Тут же один из студентов заинтересовано уточнил: « В преферанс?». Ответил: «Да, в преферанс». Потом в моей голове мелькнуло, что это я, преподаватель, несу своим студентам, и я поспешил добавить: «Но, если бы можно было начать сначала, я бы так себя не вёл». Студенты улыбнулись, и та же девушка сказала «Мы тоже гуляем, а потом так же будем говорить об этом». Дома, вспоминая этот разговор, я подумал: « Братцы! Так за что же меня тогда хотели лишить места в общежитии? Я же всё сказал правильно». Проректора в том же году выгнали с университета: какая- то комиссия обнаружила у него в штате «мёртвые души», за которые он сам получал зарплату; и студенты, как играли в преферанс, так и продолжают играть…
ПО ТЕМЕ РАССКАЗА
- Александр Ткач. Есть в Италии маленький дом
Текст песни songspro.pro›5…pod…tekst…Est-v-Italii-malenkiy-dom
Видео https://youtu.be/rA4fPRTsAqM
- Александр Буйнов – Колумб Америку открыл (Студенческая песня)
Текст песни songspro.pro›1/Aleksandr-Buynov…Kolumb-Ameriku…
Видео https://youtu.be/8h4rmoxaeDY
- В. Высоцкий: "Честь Шахматной Короны - 1. Подготовка"
Текст песни tekst-pesni.online›Владимир Высоцкий - Честь шахматной короны. Подг
Видео https://ok.ru/video/562978623826
Или
Валя Сергеева. А на последнюю пятерку
Видео https://youtu.be/x_HXSBriMpQ
НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ. Но возвратимся снова в прошлое. Нас, 9 студентов - физиков, направили на практику в ИФАН (Институт Физики Академии Наук) в столицу Украины Киев. Вопрос с проживанием должен был окончательно утрясти я, обыкновенный студент, правда, довольно самостоятельный и не терявшийся в общении со старшими парень. Мне объяснили, что нужно отыскать проректора по хозяйственной работе Киевского химико - технологического института. Проректор - наш выпускник, помогал нам и в предыдущие годы. С ним уже есть договоренность: мне вручили какое- то отношение с фамилиями наших студентов. Затем нужно сообщить в ДГУ, что вопрос с общежитием в Киеве решён, после чего туда выедут и остальные мои товарищи.
Вот я уже в Киеве, в кабинете проректора. Некоторое время уделили ностальгическим воспоминаниям о Днепропетровске, после чего проректор сказал, что да, он выделит нам комнату в общежитии института. На это я, вполне резонно, заметил, что нас девять. Мы же просто не поместимся в одной комнате (в стандартные комнаты общежитий того времени входило не более пяти человек). Проректор взглянул на меня, как бы с некоторым удивлением, подумал и сказал: «Ладно, пусть будет две комнаты». Дальше я должен поехать в его общежитие, а в мой университет он позвонит сам.
Вскоре прибыла и вся наша команда. Мы с большим интересом приступили к работе в ИФАН. Среди моих товарищей оказались и молодожёны. Их расселили в разные комнаты: парня в нашу, девушку – к её подругам. Но очень скоро парень стал жаловаться. У них, как тогда говорили, медовый месяц. Они приехали сразу после свадьбы. А в обеих комнатах всё время полно студентов. Неудобно. Посовещавшись, мы пришли к выводу, что проблему можно решить, только выпросив для молодожёнов отдельную комнату. Сделать это должен был снова я. Прежде всего, потому что мы с проректором уже знаем друг друга. И потом, если надо просить, то посылать нужно, конечно, Колю Немчина, так как отказать этому симпатичному парню просто невозможно. Вдохновлённый таким напутствием, на следующий день я снова был в кабинете проректора. Развеселил пожилого руководителя нашими молодыми проблемами и выпросил ещё одну, уже третью, комнату для своих товарищей.
Мы напряжённо работали в отделах ИФАН. Впервые решали реальные научные проблемы под руководством опытных учёных. Оставался примерно месяц до окончания практики. Но вдруг грянул гром среди ясного неба: к нам вечером зашла комендант общежития и сказала, что через два дня нужно освободить наши комнаты. Конечно, мы отказались. Тогда комендант сказала, что мы непонятно кто и почему живём в её общежитии. Ей надо принять возвратившихся с практики собственных студентов. Если мы не сдадим свои комнаты послезавтра утром, то она нас выселит с помощью милиции. После чего удалилась.
Решительный тон коменданта подсказывал нам, что искать защиты у нашего покровителя бесполезно. Что- то произошло непредвиденное. Проректор по хозяйственной работе не самая первая фигура в университете. Но среди нас были студенты – альпинисты и туристы. И комсомольский вожак потока физиков среди них. Они знали, что в таких случаях выступает на первый план. Мы собрали не такие уж большие деньги оплаты за общежитие. За прошлый месяц и наперёд, за следующий месяц. Без всяких проблем оплатили в кассу института и получили общие на всех две квитанции: соответственно за два месяца. В назначенное утро комендант никого в комнатах не застала. Все разбрелись по отделам ИФАН. Молодость такая беспечная пора, что никого особенно не беспокоило, что же мы будем делать, если нас действительно выставит за дверь общежития милиция.
А вечером пришёл её представитель: офицер милиции (в званиях я не разбираюсь). Это был дядька с колоритной украинской внешностью. Он строго спросил: «Почему нарушаем»? Мы ответили, что нет, мы хорошие. Приехали издалека в славный город Киев и проходим практику в знаменитом академическом институте физики. Это обижают нас, хотя все документы у нас в порядке. Затем последовало вручение двух наших квитанций. Внимательно изучив квитанции, офицер милиции признал, что да, документы в порядке. Выселять он нас не будет, но всё же в дальнейшем нарушать не надо. Вот в прошлом месяце к ним попал известный композитор Майборода. Его посадили на несколько суток за неправильное поведение. Так он за это время умудрился сочинить «Киевский вальс». ( Тогда этот вальс стал очень популярным). В этом месяце он снова попался: дебоширил в ресторане. И мы его посадили снова, но теперь только на хлеб и воду. И никаких мелодий у него уже не получилось. Мы пообещали не нарушать. Благополучно дожили до конца практики в этом общежитии, и уехали к себе в ДГУ.
В Днепропетровске, уже в родном общежитии, как- то забылось: правильно, что я там живу, или нет. Да и чего спрашивать с выпускника, который вот- вот расстанется не только с общежитием, но и со своим родным университетом…
В следующем семестре некоторые из нашей киевской девятки по приглашению ИФАН снова приехали в Киев для написания дипломной работы и окончания тех исследований, которые начали в предыдущем семестре. Наш университет на этот раз уже не доверил решение вопросов с общежитием студентам. Но жили мы очень далеко на окраине Киева в общежитии Финансово – экономического института.
ПО ТЕМЕ РАССКАЗА
- Маковецька & Трофимчук - Киевский вальс
Текст песни на украинском: karaoke.ru›song/6654.htm
Текст песни на русском ok.ru›group52164921655466/topic/66908664329642
Видео https://youtu.be/uKqnDHQGxL8
- Марш студентов-физиков Владимир Высоцкий
Текст песни songspro.pro›3…tekst-pesni-Marsh-studentov-fizikov
Видео https://youtu.be/8YMGNhTQ9r4
- Григорий Гладков Жил один студент на факультете
Текст песни songspro.pro›15…tekst-pesni…odin-student…fakultete
Видео https://youtu.be/tbYL1AgWgWg
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Романс А. Вертинского « Над розовым морем»
Текст песни stihi.ru›2017/02/20/1431
- Исполняет Андрей Макаревич (признан иностранным агентом, эмигрировал в 2014г.)
- Исполняет Александр Вертинский (эмигрировал в 1920г., возвратился в 1943г.)