Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 10-ой главы Евангелия от Луки.
В начале 11 главы ученики просят Иисуса научить их молится, и он проговаривает им как надо:
“Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” [Лука 11:2-4].
Потом рассказывает историю о том, как человек ночью пришел к соседу попросить хлеба, а тот отказывает, говорит, время позднее, я уже сплю. Христос добавляет:
“Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” [Лука 11:8-10].
Говоря другими словами, надо быть настойчивым и достигнешь цели.
Потом Спасителя обвиняют, что
“Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского” [Лука 11:15],
а он отвечает:
“если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его?” [Лука 11:18].
Иисус рассказывает интересную подробность про процесс изгнания бесов:
“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” [Лука 11:24-26].
Получается, что когда он изгоняет духов, то делает человеку только хуже, а не лучше?
Про тех же, кто ждет знамения сообщает:
“род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” [Лука 11:29].
Это Христос говорит про род человеческий? Какое-то не очень лицеприятное мнение у Спасителя о людях.
Фарисей приглашает Иисуса к себе отобедать, тот приходит и располагается за столом. Хозяин интересуется, почему гость не умыл руки. Христос отвечает:
“Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто” [Лука 11:39-41].
Я снова, как и из текстов двух предыдущих Евангелий, не поняла, какое отношение эта речь имеет к грязным рукам?
Дальше Спаситель поносит книжников и фарисеев. Законники намекают:
“Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь” [Лука 11:45],
но Иисус продолжает, абсолютно забыв про всякие законы гостеприимства. На мой взгляд, вполне логично, что его поведение спровоцировало у присутствующих желание:
“обвинить Его” [Лука 11:54].
На этом 11-ая глава Евангелия от Луки заканчивается. В следующей публикации перейдем к 12-ой.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь