Проблема грузоперевозок и, в частности, квартирных переездов, в том, что их деятельность почти никак не регламентирована законами.
Нет объективных критериев, на должном уровне или нет перевезли груз, соответствует или нет качество оказанной услуги по перевозке объявленной цене. Поэтому при любом конфликте заказчика и исполнителя (грузоперевозчика) проиграть могут обе стороны. Например, перевозчик может «тянуть время», тем самым неправомерно увеличивая оплату, или повредить груз и никак это не компенсировать. А заказчик может объявить, что недоволен качеством оказываемых услуг и отказаться оплачивать уже выполненную работу, а заставить его оплатить можно, только если есть договор, а договор не стремятся заключать — по разным причинам — ни заказчик, ни грузоперевозчик. Даже если договор заключается, он всё равно поможет только в очень редких случаях, потому что в договоре почти невозможно прописать все проблемы, которые могут возникнуть.
В целом, рынок грузоперевозок давно уже остро нуждается в самоорганизации грузоперевозчиков в профессиональное сообщество — например, в добровольной сертификации, чтобы оказывать услуги, отвечающие каким-то общим стандартам. Пока же между заказчиком и грузоперевозчиком всё на уровне устных договорённостей, которые тяжело доказать.
И тем неожиданнее, когда на неорганизованном, диком, хаотичном рынке грузоперевозок встречаются транспортные (мувинговые) компании, которые сами для себя выставляют весьма высокую планку своей работы и её придерживаются. Такое поведение скорее исключение, чем правило.
Хорошим примером такой компании является ООО «ЯрГруз». Компания зародилась в 2008 году в г. Ярославле (население Ярославля на 2021 год примерно 580 тысяч человек), головной офис компании находится на границе с Ярославлем в посёлке Карачиха, на ноябрь 2022 года есть два филиала компании «ЯрГруз» в ближайших крупных городах: в Иваново (население примерно 360 тысяч человек, расстояние от Ярославля около 110 км) и в Костроме (население примерно 270 тысяч человек, расстояние от Ярославля около 80 км).
Скорее всего, в названии «ЯрГруз» первая часть «Яр» — указание на Ярославль, где в начале работала компания.
О серьёзности подхода компании «ЯрГруз» также говорит наличие телефонного номера с префиксом 800: 8(800)2003276. С одной стороны, заказчики (частные лица), которым нужен квартирный переезд, не очень любят такие обезличенные «федеральные» коммерческие номера — они для обывателя выглядят слишком «серьёзными», «крутыми», чьи услуги «стоят дорого». С другой стороны, такие номера предпочитают крупные фирмы (юридические лица). Возможно, такой номер компания «ЯрГруз» приобрела, чтобы продвигать единую рекламу на разные города, у которых разный префикс (Ярославль, Иваново, Кострому).
Сайт компании yargruz.ru (яргруз.рф) наполнен довольно содержательными и полезными заметками и статьями по грузоперевозкам, из которых сразу видно, что это не заказные материалы, которые пишут не разбирающийся в тематике и фрилансеры, а осмысленное обобщение собственного многолетнего опыта. Также на сайте приведены фотографии с некоторых заказов — найти на них какие-то серьёзные ошибки в работе грузчиков не удаётся, всё выполняется ими профессионально.
Особо следует отметить, что большинство грузчиков являются штатными сотрудниками компании «ЯрГруз», то есть трудоустроены там официально, что, мягко говоря, редкость для транспортных компаний.
Но в мувинговой компании «ЯрГруз», к сожалению, есть и то, к чему можно предъявить претензии.
Например, в «Договоре на перевозки с частными лицами» есть такое требование к заказчику: «[пункт] 2.2.3. Крупногабаритную, тяжёлую мебель Отправитель обязан предоставить в разобранном виде. В ином случае Отправитель берёт на себя ответственность за сохранность мебели, общедомового имущества при переносе её по лестничным пролётам силами Перевозчика». То есть, компания «ЯрГруз» фактически снимает с себя ответственность за ущерб, который могут нанести её грузчики при проносе по лестнице, например, неразобранного дивана-книжки или обычных двустворчатых шкафов советской стенки, которые в принципе не требуют разборки. И даже, наоборот, компания «ЯрГруз» как бы угрожает возможностью нанесения такого ущерба. Но в следующем пункте договора компания «ЯрГруз», как она считает, предлагает такой вот «выход»: «[пункт] 2.2.4. Отправитель вправе, за дополнительное вознаграждение, возложить обязанности, указанные в пунктах 2.2.1–2.2.3. на Перевозчика». В переводе на русский это означает, что компания «ЯрГруз», если ей не доплатят за перенос неразобранной мебели по лестничным пролётам, оставляет за собой право — даже умышленно — безнаказанно наносить материальный ущерб самой мебели и окружающей обстановке, но, если компании «ЯрГруз» доплатить, то она примет все необходимые меры, чтобы вынести неразобранную мебель по лестнице, ничего не повредив, а, если повредит, за ущерб уже будет отвечать она. То есть дело вовсе не в том, что неразобранную мебель невозможно пронести по лестнице без повреждений самой мебели и окружающей обстановки, а в желании грузчиков и компании «ЯрГруз»: не заплатили — могут и повредить, а заплатили — примут все меры, чтобы не повредить, и возьмут ответственность на себя. На юридическом языке это напоминает вымогательство, за что предусмотрено уголовное наказание (Статья 163 Уголовного кодекса РФ): «Вымогательство — требование [...] совершения [...] действий имущественного характера под угрозой [...] уничтожения или повреждения чужого имущества». Это то же самое, что и рэкет — «преступное вымогательство, осуществляемое путём шантажа, угроз, насилия».
Профессиональное же отношение подразумевает, что грузчики берутся только за ту работу, которую могут выполнить без ущерба вне зависимости, оплатили им эту работу в полном объёме или недоплатили за неё. Профессиональный грузчик никогда не возьмётся за работу, если есть риск повредить имущество.
Конечно, бывают исключения. Например, самодельный шкаф, который в принципе неразборный, или клиент по какой-то причине не хочет разбирать шкаф, но при этом есть реальная опасность задеть шкафом что-то в квартире или на лестнице при попытке его пронести. Тогда можно поставить условие, что, да, грузчики возьмутся за переноску, но под материальную ответственность заказчика. Но в «Договоре на перевозки с частными лицами» компании «ЯрГруз», к сожалению, имеется в виду не этот редкий, исключительный случай, а вообще переноска любой неразобранной мебели. Но даже в этом случае профессионализм грузчиков состоит в том, чтобы без повреждений донести мебель до места, где она не проходит без ущерба для себя и окружающей обстановки, и, убедившись, что её вынести без повреждений нельзя, аккуратно, так же без повреждений отнести обратно. Хотя, если заказчик, например, хочет вынести шкаф, а это никак нельзя сделать, не разбив плафон в подъезде или не поцарапав сам шкаф о выступ в стене, но заказчик берётся возместить ущерб или согласен на него, то грузчики могут пойти на намеренное нанесение ущерба под ответственность заказчика.
В том же «Договоре на перевозки с частными лицами» компании «ЯрГруз» в разделе об «отственности сторон» пункт 4.6. гласит: «Перевозчик принимает к транспортировке зеркала и стёкла только под полную ответственность Отправителя». То есть компания «ЯрГруз» вообще не отвечает за сохранность перевозимых зеркал и стёкол. Это не только непрофессионально, но и неприемлемо. Заказчик — частное лицо, обыватель не обязан разбираться, как перевозить зеркала и стёкла, чтобы они доехали в целости и сохранности. Знать это и обеспечить — как раз таки прямая обязанность профессионального перевозчика. Есть хрупкие предметы, которые требуют специальных дополнительных усилий для их перевозки: аквариумы, стёкла, зеркала, люстры, настенные часы, картины, вазы, тумбочки из тонкого пластика со многими ящичками, плоские телевизоры с выступающим с экрана во все стороны стеклянным кантиком и т. п., в том числе обычные стеклянные банки (пустые и полные), тонкостенные бокалы и вообще вся бьющаяся посуда. Это не значит, что, раз они хрупкие, перевозить их не нужно, а, если перевозить, то тяп-ляп на удачу, почему-то переложив всю ответственность за их сохранность на заказчика.
Есть не такие сложные способы, чтобы перевести зеркала и стёкла в целости и сохранности, и транспортная компания, претендующая на профессионализм, обязана овладеть этими способами и предлагать их заказчику. Заказчику нужно перевезти зеркало — он вызывает перевозчика, а перевозчик, будучи трезвым, начинает нести какую-то околесицу, заявляя, мол, «мы енто, зеркала-то не возим...». А как тогда заказчику перевезти зеркало в целости и сохранности? Зачем он тогда вызывал перевозчика?! В перевозке зеркал и стёкол нет ничего сложного: нужен только упаковочный материал (стрейч-плёнка, картон и скотч) и прокладочный материал (картон, поролон или подручный материал типа одеял, подушек). В кузове стёкла и зеркала должны перевозиться на картоне на ребре, неподвижно зафиксированные либо ремнями, либо другими перевозимыми предметами (досками, коробками, пр.). При этом в своём блоге компания «ЯрГруз» в статье «6 признаков того, что вы нанимаете правильных грузчиков» (yargruz.ru/gruzchiki/6-priznakov-togo-chto-vy-nanimaete-pravilnyh-gruzchikov.html) четвёртым признаком указывает, что «грузчики предлагают все необходимые вам услуги по переезду», но сама этой рекомендации не следует и не соответствует в полной мере, несмотря на то, что спектр предоставляемых услуг в сфере грузоперевозок у компании «ЯрГруз» действительно впечатляюще большой (есть даже свой магазин упаковки).
Кстати, компания «ЯрГруз» в «Договоре на оказание услуг юр. лицам» прописывает, что ни при каких условиях не берётся перевозить «антиквариат — предметы старины, возраст которых превышает 75 лет». Но здесь можно понять, потому что перевозка антиквариата требует специальных навыков и специальных упаковочных материалов.
Такой нюанс в ответственности заказчика при не своевременной оплате оказанных услуг по перевозке: в «Договоре на перевозки с частными лицами» прописана пеня «в размере 0,5% от невыплаченной суммы за каждый день просрочки», а в «Договоре на оказание услуг юр. лицам» неустойка «в размере 0,1% от общей стоимости услуг по Договору за каждый календарный день просрочки».
Есть ещё мелкая несостыковка на сайте: в большинстве случаев указывается, что без доплаты двумя грузчиками переносятся предметы весом не более 80 кг, а где-то, что доплата за такелаж начинается от предметов, весящих более 100 кг. Скорее всего, это отражение общей тенденции у многих грузоперевозчиков — считать такелажем, требующим доплаты, груз не весом более 100 кг, как раньше, а более 80 кг. Возможно, просто на сайте компания «ЯрГруз» не везде успела заменить числа.
Выводы.
Транспортная компания «ЯрГруз» — очень, очень, очень хороший пример профессиональной мувинговой компании, слаженного коллектива, высоких стандартов работы. Не без мелких недостатков, но они несущественны и порой дискуссионны (или не принципиальны). Редкий случай, когда компанию можно смело рекомендовать.
По пятибалльной шкале оценить компанию «ЯрГруз» на «4+» было бы занижением, но и «5-» для них, возможно, завышенная оценка. Тем не менее, их оценка скорее «пятёрка», чем «четвёрка». (Следует упомянуть, что на 2022 год большинство мувинговых компаний работают, дай бог, на «троечку», на «четвёрку» —процентов 10, а на «пятёрку» — так вообще почти никто, даже в 13-миллионном мегаполисе, как Москва, таких компаний не более десятка.)
Если вы не стеснены в средствах, то для переезда и перевозки можно смело обращаться в компанию «ЯрГруз» — ребята настоящие профи, сделают, как надо.