Обзор Гран-При Мексики Формулы-1 2022г (28.10.2022-30.10.2022)
Пролог к данной статье - https://dzen.ru/media/id/628b6e0303b7db64fb009df8/ostrinka-na-vysote-635a95620fd73041e7b223ef
Перед стартом мексиканского уик-энда судьи рассмотрели апелляцию Alpine и вернули Фернандо Алонсо седьмое место в протоколе Гран-При США. Болельщики испанца смоги порадоваться, что феноменально проведенная гонка прошла не зря, а вот болельщики Магнуссена в очередной раз спросили, почему же всем можно, а Кевину - черно-оранжевый флаг за любой неверно торчащий элемент (кстати, по ходу выходных правило флага было пересмотрено).
Пятница
Autódromo Hermanos Rodríguez мало используется в течение года вне гонки Формулы-1, и поэтому в пятницу завален всяким пеплом, листьями, грязью и иными удобрениями, которые в первой тренировке необходимо было разгрести, дабы машина хоть как-то перестала скользить при каждом повороте руля. В пяти командах решили, что боевые пилоты недостойны заниматься подобной работой, и выдали место за рулем резервистам - в Alfa Tauri второй раз за сезон место занял Лиам Лоусон, Ник де Вриз подменил Джорджа Расселла в Mercedes, Логан Сарджент, как и в США, сел в кокпит Williams, в Alpine дебютировал Джек Дуэн, а в Haas вместо Кевина Магнуссена выступил Пьетро Фиттипальди.
Пьетро и непослушная бело-красная машина не очень сошлись на мексиканской трассе, и после получаса тренировки болид замер на обочине со сгоревшим двигателем, подкинув Магнуссену подарочек в виде 5 позиций на старте за смену мотора. Похожие проблемы возникли и у Дуэна с Лоусоном, но обошлось без санкций. Лучшим в уборке трассы с утра стал Карлос Сайнс, проехавший круг за 1:20.707.
Следующая тренировка была вновь отдана для тестов прототипов шин Pirelli на 2023 год (взамен утраченной сессии в Японии). Для гонщиков вряд ли это было приятным событием, ведь подобрать настройки как-то надо,
а в обеих пятничных тренировках пришлось работать над альтернативными задачами. Категоричнее всех к вопросу подошел Шарль Леклер, избравший девиз "Нет машины - нет тестов шины", и на 33-ей минуте тренировки развернул машину на бордюре с последующим ударом на средней скорости в барьер. Для Ferrari #16 заезды окончились, а остальным пришлось ждать 20 минут под красными флагами, пока трассу приведут в порядок.
Суббота
Суббота началась весьма неожиданно. Можно сказать, что было ощущение, будто реальные тренировки еще не стартовали, настолько не верилось в происходящее - лучшие времена остались за пилотами Mercedes, причем они "привезли" ближайшему сопернику почти полсекунды. Было заметно, что даже на длинных прямых серебристые болиды слабо подвергаются раскачке, что говорило о большой работе, проделанной в течение сезона. Квалификация обещала быть жаркой.
В первом сегменте "Серебряных стрел" подтвердили свою скорость - Льюис возглавил протокол, правда, потратив на это лишний комплект шин. Во второй части сессии противостояние еще сильнее разгорелось - первую пятерку разделили всего 0.063с, а первенство вновь осталось за Хэмилтоном. Все должно было решиться на финальных 12-ти минутах. Первым зачетное время показал любимец публики Серхио Перес, появление на трассе которого трибуны встречали таким гулом, что, наверняка, было слышно во всех близлежащих районах Мехико. Радость болельщиков была недолгой - оба Mercedes и Ферстаппен превзошли время мексиканца. Однако время Хэмилтона списали за слишком оптимистичную атаку бордюра в первой шикане (прим. - За время квалификации не раз списывали время в данном повороте, но при этом колышек на апексе так и остался не тронут. Вопрос - что мешало поставить ограничитель именно так, чтобы люди не срезали поребрик?), поставив под угрозу успешное выступление британца.
Финальную попытку вновь возглавил Перес - он превзошел свое время, но не место. Хэмилтон смог опередить мексиканца, однако до партнера по команде ему не хватило 0.005с. Джордж был единственным, кто мог помешать Максу взять первый поул в Мехико, но ошибка на третьем секторе перечеркнула все старания. Сам Ферстаппен напоследок выдал невероятный круг - 1:17.775, сняв все вопросы. Оба пилота Ferrari страдали от заносов в скоростных поворотах, и хотя периодически показывали лучшие сектора, собрать круг воедино ни у Сайнса, ни у Леклера не вышло, и они остались лишь 5-м и 7-м. Сенсацию преподнес Боттас, вклинившийся между двумя алыми болидами, а замкнули десятку борцы за четвертое место в Кубке Конструкторов - Норрис опередил пару Alpine.
Воскресенье
Длинный рывок к первому повороту не обещал легкой жизни для Ферстаппена, поэтому Максу важно было выдать очень хороший старт. Дополнительную помощь в данном вопросе должен был обеспечить Soft, выбранный Red Bull для стартового отрезка. Огни светофора погасли, и действующий чемпион мира не дал ни единого шанса преследующим Mercedes, синхронно стартовавшим на Medium. Из первой связки два серебристых болида вышли бок о бок, Расселл без сопротивления уступил позицию Хэмилтону, и уже к следующему повороту оказался под огнем атак Переса, подгоняемого домашними трибунами. Чеко удержался на внешней траектории во второй шикане и вырвался на третье место. Обе Ferrari не смогли ввязаться в борьбу, а позади лидеров обошлось без происшествий.
Машины начали растягиваться по трассе, практически никому в пелетоне не удавалось близко преследовать соперника. Единственным обгоном за 10 кругов стал маневр Риккиардо на Чжоу в борьбе за 12-е место. Усыпляющее движение гонки взбодрила борьба Стролла и Гасли, где последний пошел в оптимистичную атаку на канадца и заставил того пособирать мусор с обочины. Судьи, в последнее время отличающиеся особой любовью к Пьеру, сразу выписали тому 5-секундный штраф.
Хотя среди лидеров прямой борьбы не наблюдалось, интрига сохранялась – Хэмилтон не отпускал Ферстаппена дальше, чем на 2 секунды, и более жесткий комплект шин давал возможность Льюису держаться на трассе дольше. Soft, использовавшийся со старта, начал приходить в негодность, и первым от него поехал избавляться Перес, простоявший в боксах лишние пару секунд из-за заминки с задним левым колесом. Макс повторил маневр партнера через круг, оставив пару Mercedes в лидерах.
Рассчитывая, что у Red Bull возникнут проблемы с Medium под конец гонки, стратеги Хэмилтона решили не придумывать велосипед и зазвали британца на единственный пит-стоп спустя всего лишь 5 кругов после Ферстаппена. Льюис не мог сменить Medium на аналогичный тип, а Soft на 40 кругов выглядел ненадежным вариантом, поэтому ему выдали долговечный, но не очень быстрый Hard. А вот вышедший в лидеры Джордж Расселл долго спорил с командой по поводу выбора шин – перспектива самого жесткого варианта не грела душу молодого гонщика, и он был уверен, что справится с Soft в оставшейся половине гонки. Но командный мостик убедил Джорджа в верности перехода на белые шины, и тому пришлось смириться.
К сожалению, в Mercedes просчитались – Medium на полегчавших машинах Red Bull практически не изнашивался, зато давал ощутимую прибавку в темпе, и Ферстаппен, получивший обратно свое лидерство, стал уверенно наращивать преимущество. Более того, даже Перес начал обозначать себя в зеркалах Хэмилтона в борьбе за 2-е место, но до реальных атак дело в итоге не дошло. На этом сражение за победу было окончено, и переполненным трибунам оставалось надеяться на активность во второй половине пелетона.
Однако и там не наблюдалось не то, что феерии, а хотя бы более менее зрелищных сражений. Из ярких пятен первых 45 кругов можно вспомнить лишь пару обгонов Эстебана Окона на Гасли и Боттаса, да отметить, что большинство стартовавших на Medium поехали на пит-стоп сильно после прохождения экватора гонки. Наибольшие дивиденды это принесло улыбчивому кенгуру Дэну Риккиардо. Дотерпев до 45-го круга, австралиец получил в свое распоряжение новый Soft, и на нем Даниэль бросился доказывать скептикам, что скорость в его жилах еще осталась.
Начал пилот McLaren с весьма спорного маневра. Застряв за Юки Цунодой, Дэн пытался сунуться во все возможные дырочки, и наиболее привлекательным для него оказался вариант в узкой медленной секции. Юки не рассчитывал, что в этом месте кто-то вообще полезет атаковать, захлопнул "калитку", подлетел в воздух и приземлился с пробитым боковым понтоном и подкошенной подвеской. Alfa Tauri с трудом доползла до боксов, а Риккиардо поехал дальше. Судьи незамедлительно стимулировали его 10-секундным штрафом, и Даниэлю оставалось лишь атаковать по полной.
Первым на его пути оказался партнер Ландо Норрис, который не стал оказывать сопротивление. За следующие 6 кругов Риккиардо последовательно прошел Боттаса, Алонсо и Окона, став лучшим во «втором дивизионе». Его отрыв от 8-го места на финише составил 11,5 секунд, поэтому даже со штрафом австралиец сохранил свою позицию.
На 8-м и 9-м местах обосновались пилоты Alpine, и компенсировали бы Фернандо и Эстебан отличное выступление пилотов McLaren, если бы на 62-ом круге мотор на машине Алонсо не лишился мощности в конце стартовой прямой. Испанец припарковал подбитый болид в «кармане» виража и после этого устроил небольшой театр имени самого себя, выразив свое негодование призошедшим так эмоционально, будто в этой гонке решалась как минимум судьба чемпионского титула. Благодаря сходу Алонсо на 9-е место поднялся Норрис, а замкнул десятку Вальтери Боттас, набрав первое очко за 4 месяца.
Ну а что же Ferrari? К огорчению болельщиков «красных» оба пилота провели безликую гонку без соперников – до лидеров было слишком далеко (Сайнс проиграл победителю 58 секунд, Леклер – 68), но все же алые болиды были не столь плохи, чтобы подпустить к себе кого-то не из фаворитов. В Мехико из-за большой высоты над уровнем моря итальянцам пришлось уменьшить мощность моторов ради ресурса турбины ввиду её технических особенностей, и для возвращения скорости пришлось жертвовать прижимной силой, что привело к проблемам в поворотах.
Итогом гонки в Мексике стала рекордная, 14-я в сезоне победа Макса Ферстаппена, более того, на этой трассе он выиграл уже 4-ый раз. Red Bull же одерживает 9-ю победу подряд и не проигрывает после домашней осечки в Австрии. Серхио Перес к восторгу домашних трибун дополнил подиум для австрийской команды, и хотя мексиканские поклонники ждали любимца на несколько другой ступени, интервью Чеко после гонки вызвало у них настоящую бурю положительных эмоций.
Между пилотами «бычков» остался Льюис Хэмилтон. Снова можно сказать, что Mercedes были недалеки от первой победы, но альтернативная тактика не позволила им проявить себя в полной мере (прим. – при наличии двух быстрых пилотов, думаю, можно было бы рискнуть изначально поставить их на разные тактики, тогда у одного из них был бы шанс переиграть Red Bull. Они же все поставили на одну карту, и она не сыграла). Однако с учетом 4-го места Расселла «Серебряные стрелы» вновь подтягиваются к Ferrari в Кубке Конструкторов, и интрига на последние 2 этапа сохраняется.
Как сохраняется она и в отношении борьбы за 4-е место между Alpine и McLaren. К концу сезона команды выровнялись – если в первой половине британцы наращивали преимущество, а во второй французы принялись отыгрываться, то последние 6 гонок проходят в равной борьбе. Команды разделяет всего 7 очков, и все будет решаться в конце ноября.
До грядущего Гран-При Бразилии отделяет всего 2 недели, и уик-энд на «Интерлагосе» станет третьим в нынешнем сезоне, где пройдет субботний спринт. Автодром между двух озер на западе Сан-Паулу всегда дарит бескомпромиссную борьбу, и можно рассчитывать, что и в этом году пилоты подарят нам зрелище при переполненных бразильских трибунах.
Спасибо за внимание!