Найти тему
Другое мнение

Православие на Украине: краткий обзор

Еще до нынешней в…ы картина Православия на Украине была невероятно сложной, и любая попытка ее обобщить неизбежно приведет к провалу в предмете. Это усугубляется тем фактом, что почти невозможно избежать предвзятости. Если я назову главу «Православной церкви Украины» (ПЦУ) митрополитом Епифанием, некоторые скажут, что я за ПЦУ, потому что признаю его настоящим митрополитом. Если я поставлю его имя в кавычки, то будет предположение, что я промосковский и отвергаю каноничность ПЦУ. Если я использую написание Kiev или Kyiv, предполагается, что это что-то говорит о моих политических пристрастиях. Ради этого резюме я буду называть людей по титулам, которые они присваивают себе, не занимая открытой позиции в отношении легитимности этих притязаний. И я собираюсь использовать географические названия (например, Киев), которые обычно использовались в основных англоязычных публикациях до недавних событий.

На начало 2018 года в Украине существовало три основные группы, претендующие на Православие:

  1. Украинская Православная Церковь, автономная церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), возглавляемая митрополитом Онуфрием;
  2. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (КП), возглавляемая Патриархом Филаретом Денисенко;
  3. Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) во главе с митрополитом Макарием Малетичем.

В то время все Православные Церкви мира признавали канонической только УПЦ МП. Две другие группы считались раскольническими.

И КП, и УАПЦ были созданы в начале 1990-х годов, в контексте распада СССР и обретения Украиной независимости в 1991 году. В то время каноническая Православная Церковь в Украине была известна как Украинский Экзархат Российской Православная Церкви Московского Патриархата. Экзархат возглавил тогдашний митрополит Филарет Денисенко, который был митрополитом Киевским с 1960-х годов. Филарет был неоднозначной фигурой — его часто считали сотрудником КГБ, претендовавшим на пост Патриарха Московского, а в начале 1990-х годов ставшим объектом скандального разоблачения: он якобы много лет жил с женщиной и был отцом нескольких детей, несмотря на его обет безбрачия. Когда в 1990 году умер Патриарх Московский, Филарет был назначен местоблюстителем и ожидал избрания следующим Патриархом, но проиграл выборы Алексию II.

После этого и после создания независимого Украинского государства Украинский экзархат во главе с Филаретом запросил автокефалию у Московского Патриархата, но ему было отказано. Примечательно, что нынешний лидер УПЦ МП митрополит Онуфрий был одним из архиереев, подписавших прошение об автокефалии. Священный Синод МП попросил митрополита Филарета уйти с поста митрополита Киевского. Первоначально он согласился, но по возвращении на Украину отказался от отставки, заявив, что она была сделана под давлением, и он был отстранен от должности и впоследствии лишен сана Московским Патриархатом. Хотя теперь Филарет утверждает, что это было местью за его попытку автокефалии, ему также были предъявлены обвинения в серьезных канонических преступлениях (например, предполагаемая сексуальная активность). Его низложение и лишение сана были приняты всеми Православными Церквями, включая Вселенский Патриархат, который прямо признал право МП на это. Филарет и соархиереи МП ушли в раскол, создав собственную юрисдикцию, назвавшуюся Киевским Патриархатом. Хотя они были лишены сана МП, эти два епископа посвятили епископов для КП, создав линию иерархов, прослеживающую свою апостольскую преемственность через двух бывших епископов МП. В 1997 году МП предал Филарета анафеме и это признал ВП.

Практически в то же время была создана УАПЦ. Были более ранние группы, в 1920-х и 1940-х годах, которые также использовали название УАПЦ, и современная УАПЦ считала себя наследником их миссии. Части этих более ранних итераций УАПЦ мигрировали в Америку, а первым патриархом возрожденной УАПЦ в Украине в 1990-х годах был Мстислав, получивший канонически законную хиротонию в 1940-х годах и являющийся важной фигурой в истории украинского православия.

Основное различие между УАПЦ и КП в последние десятилетия связано с апостольской преемственностью: большинство (или, по крайней мере, многие) епископов УАПЦ, по-видимому, ведут свою родословную от рукоположений, которые сами не имели реальных претензий на апостольскую преемственность. Например, глава УАПЦ 2018 года митрополит Макарий был рукоположен тремя «епископами», из которых только один имел канонически действительную апостольскую преемственность (двое других рукоположенных Макария были «саморукоположенными», т. е. не епископами, которые просто переодевались епископами).

Что касается Украинского экзархата, то, отклонив его просьбу об автокефалии, МП предоставила ему широкую степень автономии, реорганизовав его в сегодняшнюю УПЦ МП. Автономия УПЦ МП такова, что в некоторых отношениях она более независима, чем некоторые автокефальные Церкви. Она имеет свой Священный Синод, избирает своего предстоятеля (который утверждается МП), канонизирует своих святых без одобрения МП и имеет свой Отдел внешних церковных связей. Нынешний лидер УПЦ МП митрополит Онуфрий пользуется всеобщим уважением во всем Православном мире как человек порядочный и даже святой. В 2014, а затем в 2022 году он открыто выступал против российской военной агрессии в Украине и защищал границы украинского государства. Примечательно, что Донбасс и Крым остаются в составе УПЦ МП и не переданы собственно МП.

В 2018 году Вселенский Патриархат предпринял два важных шага:

Европарламент отменил документ 17-го века, который предоставлял юрисдикцию над частью нынешней Украины Московскому Патриархату. Границы этой старой территории не совпадают с территорией современного Украинского государства, но в любом случае позиция Европарламента заключалась в том, что она возвращает свои прежние полномочия в Украине. Исходя из этого, все епископы в Украине теперь были епископами ЕП.

ЕП провозгласил, что иерархи, духовенство и верующие КП и УАПЦ настоящим узаконены, перестают быть раскольниками, и что их саны признаны – их епископы – епископы, их священники – священники и т. д.

Затем Европарламент организовал в Киеве «Объединительный собор», чтобы объединить все православные юрисдикции Украины и сформировать новую единую церковь. Были приглашены иерархи всех трех юрисдикций. И КП, и УАПЦ присутствовали в полном составе, но прибыли только двое из почти ста архиереев УПЦ МП (до сих пор единственные канонические архиереи в Украине). Один из двух архиереев УПЦ МП, присутствовавших на Соборе, был неоднозначной фигурой, обвиненной в серьезных нравственных проступках и, по многим сведениям, искавшей выход. Объединительный собор проходил под председательством митрополита Эммануила (тогда Французского, ныне Халкидонского), который представлял Вселенского Патриарха, а также при активном участии тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. Собор избрал предстоятелем новой церкви молодого епископа КП по имени Епифаний Думенко, который был ставленником Патриарха Филарета (который сам не был признан ВП патриархом, но получил от новой церкви титул «Почетный Патриарх»). Вскоре после этого, в январе 2019 года, Вселенский Патриархат выдал Томос об автокефалии новой «Православной церкви Украины» (ПЦУ).

В связи с созданием ПЦУ и Томоса об автокефалии ЕП подписала соглашение с правительством Порошенко в Украине. Среди прочего, это соглашение предусматривало, что Европарламент получит контроль над главным собором в Киеве, который будет служить штаб-квартирой Экзархата Европарламента в Украине. Этот экзархат, возглавляемый епископом ВП, не будет подчиняться ПЦУ, а будет подчиняться непосредственно ВП.

В ответ на эти события Московская Патриархия «разорвала общение» с ВП. Этот термин «разрыв общения» неоднозначен и означает несколько вещей. Первоначально Москва сделала то, что равнозначно разрыву дипломатических отношений с ВП – удаление имени Вселенского Патриарха из диптихов, запрет на сослужение духовенства МП с духовенством ВП, выход из всеправославных инициатив с участием ВП. Однако очень скоро после этого, когда ситуация продолжала обостряться, МП предприняла еще больший шаг, запретив своим верующим причащаться в церквях ВП, а верующим ВП - причащаться в церквях МП. Этот более крайний разрыв в общении исторически гораздо менее распространен, и с точки зрения МП того времени, он был в значительной степени направлен на то, чтобы дать понять верующим УПЦ МП в Украине, что они ни при каких обстоятельствах не должны посещать храмы ПЦУ.

Видимо, руководство ВП и ПЦУ рассчитывало, что многие архиереи, духовенство и приходы УПЦ МП немедленно перейдут на новую церковную структуру. На самом деле этого не произошло. Кроме двух архиереев УПЦ МП, участвовавших в Объединительном Соборе, к ПЦУ не присоединились другие архиереи. Перешел небольшой процент приходов УПЦ МП - точное количество оспаривается, поскольку УПЦ МП заявляет о примерно 200 потерях, а ПЦУ утверждает, что получила около 600 новых приходов. УПЦ МП утверждала, что некоторые приходы были насильственно отобраны у нее при поддержке государства, с изменением прав собственности без согласования и т. д., несмотря на публичный призыв митрополита Епифания к своим последователям не захватывать храмы, а пускать людей свободно вступать в ПЦУ. В любом случае, даже при высокой оценке, УПЦ МП потеряла относительно немного приходов: у нее по-прежнему около 12 тысяч приходов против около 7 тысяч у ПЦУ.

«Почетный патриарх» Филарет вскоре стал недоволен устройством ПЦУ и заявил о возрождении своей юрисдикции Киевского патриархата. Он привел с собой нескольких епископов и с тех пор рукоположил еще больше епископов и принял в свою юрисдикцию греческих старостильных иерархов. Таким образом, сегодня в Украине снова три юрисдикции, не считая Экзархата ВП: УПЦ МП, которая остается крупнейшей, ПЦУ и КП.

В течение месяцев после образования ПЦУ ее признали несколько Православных Церквей помимо ВП: Александрийский Патриархат и Элладская Церковь, а также Архиепископ Кипрский и некоторые его Священные Синоды (хотя епископы Кипра и, в некоторой степени, Греция по-прежнему разделены в отношении ПЦУ). Некоторые из Православных Церквей (например, Сербская, Албанская, Чехия и Словакия, Польша) открыто отвергают каноничность ПЦУ, т. е. занимают позицию, согласно которой митрополит Епифаний не только не автокефальный предстоятель, но и не епископ. Другие церкви просто проигнорировали ее, включая Антиохию, Румынию, Грузию и Болгарию. Эти Церкви избегали любых форм признания ПЦУ, включая сослужение. Всего из четырнадцати общепризнанных автокефальных церквей ПЦУ приняли только четыре, и все эти четыре Церкви являются «греческими».

Автор: Мэтью Нэми