Доброго времени, друзья! В этой статье я расскажу о эквалайзере, спрос на который не утихает и по сей день. Признаться данный, так сказать, элемент в цепи блочной радиоаппаратуры в наши дни является, наверное, самым "ненужным".
Собственно через мои руки прошло этих эквалайзеров с десятка 3-4 за последние пару-тройку лет. Учитывая, что на дворе 2022 год, а выпуск их прекращен примерно в 92-93 году прошлого века, иногда складывается впечатление, что данный аппарат, как советский стол со створками, есть в каждом доме) Только тут касательно Таганрога. Я не слышал, чтобы эквалазерами этими платили зарплату работникам, но его массовость в производстве была огромной. За что же его так любили и почему выпуск был большим? Тут я предлагаю несколько вариантов ответов на данный вопрос:
1. Запуск в серийное производство в удачный момент. Практически в каждом (если не в каждом) ДК того времени был набор аппаратуры для проведения праздников, дискотек, и различных мероприятий. Я уже не говорю о детсадах, школах и различных кружках. Конечно он далеко не похож на микшерный пульт, но его вполне хватало, чтобы где-то добавить, где-то убрать что-то по частотке.
2. Один старожил мне рассказал, что их очень любили на студиях звукозаписи. Если быть точным, при перезаписи магнитной ленты и аудиокассет. Как он сказал: "Он был весьма удобным и безпроблемным. Плюс селектор входов на который можно было "повесить" до 5 источников сигнала. А не "перетыкивать" постоянно штекера."
3. Все таки я сделаю отсылку к ламповому Прибою. На момент выхода в свет эквалайзера (примерно конец 1987г.), одноименный мощник уже мало мальски опытно выпускался. А "преда" к нему так и не было. Да, я уже неоднократно слышал, что разработка "преда" (именно лампового) велась на заводе за несколько лет до опытного выхода Прибой 101 в 93-м году. И даже были какие-то образцы со светлой панелью. Жаль мне пока о них ничего не известно.
Вот и получился он в стилистике "ламповика". Хоть и предварительным его трудно назвать за отсутствие на борту фонокорректора. + подходил под дизайн некоторой аппаратуры тех лет. Втч. популярный на тот момент усилитель Бриг.
4. Конечно же простота производства.
Что касается самого аппарата, то это десятиполосный стереофонический эквалайзер с возможностью регулировки частоты каждого канала. Выпущено было их достаточно много. Порядка 250 тысяч, судя по номерам на последних экземплярах.
Образцы примерно до 92-го года имели переключатель селектора входов в пластиковом корпусе закрытого типа. Под конец выпуска поставили галлетный открытого (ввиду недопоставки комплектующих). Внешние отличия в ручке. На первых она блестящая пластиковая. На последних алюминиевая матовая. К сожалению не могу показать фото, все такие "эквики" распродал.
Сами регуляторы, за которые он получил высокую популярность - это наследство от первого эквалайзера завода - Корвет 004. Это собственная разработка (хотя на первый Корвет 004 завод где-то заказывал регуляторы. Это уточню позже и напишу в статье по данный эквалайзер. А, спустя время, начал выпуск уже в своих стенах). Один из бывших работников завода Борис Самуилович Нови рассказывал, что они просто взяли Бриговский регулятор и "развернули".
Да, все контактные дорожки регуляторов открытого типа и покрыты палладием. Если заглянуть в заводской паспорт, то там можно увидеть содержание почти в 0.3гр. Что в принципе исключает их окисление, если только они не изношены до меди (что редко бывает). Что касается пластиковых деталей регуляторов, различных скоб и всего остального его "супового" набора - увы ни о какой отбраковке, и, тем более, дотошной подгонки речи на заводе не шло. Поэтому если на Вашем эквалайзере они ходят с разным усилием - только доработка с разбором каждого. Смазка литолом и прочим помогает не сильно. Тем более не надо ее "мазать" на палладированные дорожки. Пыли больше соберете потом)
В остальном же это практически "неубиваемый" аппарат. За что он популярен и по сей день. Конечно кондеры по питанию если еще советские стоят, то лучше махнуть на импорт.
Как пользователь данной техники ставлю ему 7 баллов из 10. Есть свои минусы. Если включить музыку и выставить все регуляторы в среднее положение, а затем нажать кнопку "обход" - можно услышать изменения в звучании) Чего по идее быть не должно.
В заключении "Темная тема" и Э015С. Про первое скажу по факту. Эквалайзеры с черными лицевыми панелями делались на заказ. Т.е. работник завода приходил в отдел шелкографии с заготовкой панели и за конфеты или чего покрепче мог заказать себе любую расцветку. Да, большинство таких эквалайзеров доработаны в плане регуляторов ими лично. В магазины такие аппараты не поступали.
Э015С. По паспорту этот эквалайзер не имел никаких отличий от Э014. Кроме ширины в 460мм против 430мм у Э014. Что же касается его существования хотя бы на стадии опытного образца, подтверждений этому я не нашел. В лучшем случае он отправился на какую нибудь выставку того времени и потом исчез. Если вдруг что-то раздобуду (его или информацию по нему), обязательно напишу.
С вами был Алексей, канал Ностальгия! До новых встреч!