Принято считать, что первый и наиболее результативный подводный спецназ был создан в фашистской Италии накануне начала Второй Мировой.
Последние лет двести Италию преследовали постоянные военные неудачи (говоря по простому- воевали они плоховато и почти все глобальные конфликты закончили в качестве проигравшей стороны).
Но именно те ребята, о которых сейчас пойдёт речь, составили славу и гордость итальянского оружия.
В 1939 году было принято решение о создании так называемой 10-й флотилии MAS (Mezzi d’Assalto, (штурмовые средства)). Фактически это было совершенно новое диверсионное подразделение подводных плавцов-диверсантов, вручную управлявших мощными торпедами. Мобильные флотилии сверх-легких торпедных катеров были практически у всех стран, готовящихся к очередной всемирной бойне.
А вот профессиональный подводный спецназ был только в Итальянском Королевском Флоте.
Отбор жесточайший на основе большого конкурса. Столь же жесткая секретность. Изнурительные тренировки с полной самоотдачей. Готовность отдать жизнь «за короля и знамя». Командиром был назначен капитан второго ранга Валерио Боргезе, по прозвищу «Чёрный принц», подводник, потомственный аристократ, убежденный фашист. Человек с репутацией решительного, отважного, опытного и нестандартно мыслящего морского офицера. Личным девизом которого были слова: Sempre Arrоgante!
«Всегда будь дерзким!»
И специалисты, подготовленные в школе 10-й флотилии этому девизу командира соответствовали.
С Советской Армией они пересекались на Черноморском театре военных действий в районе Севастополя, организуя диверсии совместно с немцами. На Ладоге, совместно с финнами, пытались перерезать коммуникации «Дороги жизни».
Но главных успехов добились в борьбе с английским флотом. В начале войны в Гибралтаре отряд людей-торпед под командой Черного принца, потеряв более половины личного состава, тем не менее вывел из строя 14(!) кораблей антигитлеровской коалиции.
А на считавшейся неприступной базе Британского ВМФ в Александрии люди-лягушки (uomi rana), как они себя называли, уничтожили четыре корабля, включая два мощнейших линкора.
В отличии от японских плавцов-камикадзе, итальянская стратегия не предполагала, что это люди одноразового использования.
Но надо понимать, что диверсии совершались бойцами, сидящими верхом на больших неуклюжих торпедах. Передвижение происходило ночью под водой в условиях практически нулевой видимости. Использовались примитивнейшие аппараты для дыхания под водой, с высокой степенью отказа. Двигатели торпед постоянно выходили из строя и их приходилось транспортировать и направлять вручную. Запаса воздуха у пловца как правило не хватало для безопасного возвращения под водой после закрепления мины-торпеды под днищем судна. Плюс прожекторы-искатели на кораблях противника, сети, перегораживающие входы в бухту, холодная вода и течения. Всё очень непросто. Но действия людей-лягушек были признаны самыми результативными в период Второй Мировой.
Выжившие на войне офицеры подводного спецназа, включая Валерио Боргезе, посидели несколько лет в итальянских тюрьмах и вышли в начале пятидесятых.
Якобы для того, что бы писать мемуары и сажать розмариновые кусты.
((( А в октябре 1955 года,при до сих пор не выясненных обстоятельствах, взорвался, перевернулся и затонул на рейде Севастополя флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск». Унеся с собой жизни более половины из 1500 членов экипажа.
Версий его гибели много, окончательной нет.
Но есть несколько неоспоримых фактов.
В предидущей жизни линкор именовался «Giulio Cesare» (Юлий Цезарь) и был флагманом итальянского флота. Мы забрали его по репарациям после войны. И итальянцы неофициально неоднократно клялись искупить этот позор.
Накануне взрыва все итальянские суда покинули бухту Севастополя.
Согласно рассекреченным в 90-х материалам расследования, через несколько дней после катастрофы на побережье был обнаружен водолазный комплект иностранного производства.
Взрывы, преведшие к гибели этого очень серьезного корабля, произошли снаружи и идеально повредили перегородки живучести.
Справедливости ради надо отметить, что огромное количество жертв обусловлено не взрывами. От них погибло по оценкам комиссии от 10 до 120 человек.
А в первую очередь некомпетентными действиями командования ЧФ во главе с прибывшим на корабль после взрыва вице-адмиралом Пархоменко. Который запретил эвакуацию с корабля не занятых спасательными работами членов экипажа. А приказал построить их на палубе в шинелях, где они и простояли до момента переворачивания судна. Большая часть их погибла. А Пархоменко спасся и получил строгий выговор по службе)))
Элитное подразделение подводных пловцов
существует в Итальянской армии по сей день.
И по сей день считается одним из лучших в мире. Отряд боевых диверсантов-подводников (Raggruppamento subacquei e incursori "Teseo Tesei" (назван в честь соратника Боргезе, изобретателя управляемой торпеды, погибшего в 1941 году) или Comando subacquei e incursori (COMSUBIN), базирующийся на средиземноморском побережье в районе Ла Специи.
Я там рядом нырял в 2005 году на немецкий боевой корабль, лежащий на глубине около 50 метров на ровном киле. С местным NAUI клубом, с которым меня законтачил мой друг и первый инструктор в техническом дайвинге Алексей Кирсанов.
P.S. Именно Черному принцу и его сослуживцам мир обязан появлением профессиональных подводных часов. Специально по их заказу первую партию этих приборов модели Panerai Radiomir с механизмом Rolex изготовила в конце 30-x годов компания Officine Panerai.
Правда, для того, что бы они светились в темноте, метки на циферблат этой модели наносились составом на основе радия. Который , как вы понимаете, был чрезвычайно радиоактивен.
Марка существует и поныне в Швейцарии, активно эксплуатируя своё славное итальянское прошлое. Но сейчас с задачей подсветки прекрасно справляются современные безопасные составы типа «Luminor».