Приветствую вас, друзья. Большинство автомобильных заводов в России с марта 2022 года практически полностью прекратили свою деятельность. На этом фоне я предлагаю вам вспомнить несколько самых известных советских автозаводов и посмотреть во что они превратились.
Ведь с большой долей вероятности нынешние остановленные автомобильные заводы в ближайшем будущем ждёт примерно такая же учесть. Если конечно экономическая ситуация в стране коренным образом не изменится. Давайте смотреть, что прямо сейчас из себя представляют известные автозаводы Советского Союза. Поехали!
Рижская автобусная фабрика (РАФ)
Начнём с Рижской автобусной фабрики (РАФ), которая в своё время выпускала автобусы и микроавтобусы. Когда-то это предприятие было большой гордостью автомобильной промышленности не только Латвии, но и всего СССР. Автозавод был основан в 1949 году. Вплоть до 1954 года предприятие носило название РЗАК - Рижский завод автобусных кузовов. А затем было переименовано и получило уже всем хорошо знакомое имя - Рижская автобусная фабрика. Расцвет завода пришёлся на 50-70-е годы.
После распада Советского Союза дела у РАФа пошли не очень хорошо. В 1996 году была попытка Рижская автобусная фабрика попыталась войти в альянс Горьковского автомобильного завода, но против этой идеи выступило руководство Латвии и заблокировало предварительное соглашение. А уже спустя два года автобусная фабрика из Риги стала банкротом. Последним автомобилем, собранным на автозаводе, стал микроавтобус РАФ-2926 для службы скорой помощи в Москве. Часть зданий были заброшены и разрушены, а часть - отданы в аренду. Не так давно завод пытались возродить. В 2018 году была зарегистрирована новая компания Rīgas Autobusu Fabrika (RAF), которая должна была заняться сборкой электрических микроавтобусов на базе автомобилей ГАЗель Next. Но проект заглох на самом старте.
Завод имени Лихачева (ЗиЛ)
Двигаемся дальше. На очереди Завод имени Лихачёва. ЗиЛ - это первый автомобилестроительный завод в СССР и России, который был основан в далёком 1916 году. Во времена СССР на пике на Заводе имени Лихачёва трудились 70 000 человек. Предприятие выпускало не только грузовые и легковые автомобили, но и ещё холодильники.
Банкротом ЗиЛ стал десять лет назад - в 2012 году. Завод оказался абсолютно никому не нужен, поэтому не придумали ничего лучше, чем просто снести его. Причём разрушили не только производственные корпуса и здания, но даже музей автозавода с мемориальным кабинетом его основателя И.А. Лихачёва не оставили. На месте, где когда-то был ЗиЛ, в очень короткие сроки построили новый жилой комплекс, который называется Зиларт.
Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ)
Следующий на очереди Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ). Данное предприятие было создано в 1964 году в Армянской ССР. Оно занималось производством развозных фургонов. Первые автомобили были выпущены в 1966 году и они были опирались на разработки РАФ. Фургоны ЕрАЗ запомнились советским автомобилистам очень низким качеством сборки и малым сроком службы. Автомобили не выдерживали и пяти лет эксплуатации и начинали сыпаться чуть ли не с завода. Данную проблему много раз поднимали даже на всесоюзном уровне, но решить её так и не смогли.
После прекращение существования СССР Ереванский автомобильный завод ожидало полное забвение. Последняя попытка оживить предприятие датирована 2000 годом. Тогда на мощностях ЕрАЗа планировали организовать сборку автомобилей ВАЗ. Но проект так и не реализовали, а в уже спустя два года завод стал банкротом. В 2004 году автозавод выкупила компания "Мик Металл", которая занимается производством арматуры, гвоздей и другой продукции из металла.
Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
Львовский автобусный завод (ЛАЗ) был создан в 1945 году, а в 1980-х стал самым крупным производителем автобусов в мире. На заводе работало порядка 8 000 человек, которые производили 15 000 автобусов в год. Кроме автобусов ЛАЗ также выпускал троллейбусы, трамваи и машины скорой помощи.
Предприятие так или иначе проработало до 2014 года. Последняя большая партия автобусов была выпущена в 2012 году к чемпионату Европы по футболу. В 2018 году завод пытались перезапустить, но ничего хорошего из этого не вышло. Спустя год планы резко изменились. Было решено снести все производственные корпуса и построить на их месте IT-технопарк и несколько ЖК. Но и этот проект в итоге был заморожен.
Кутаисский автомобильный завод (КАЗ)
КАЗ - Кутаисский автомобильный завод, который производил наверное самые ненадёжные грузовики во всём Советском Союзе. Речь идёт о грузовиках КАЗ "Колхида". Предприятие располагается в Грузии и было основано в 1951 году. Оно так или иначе проработало вплоть до 2001 года, хотя после распада СССР объёмы производства многократно сократились.
Американский концерн General Motors в 1995 году пытался подарить новую жизнь Кутаисскому автомобильному заводу, но в последний момент проект сорвался. В 2002 году завод пытались возродить индусы. Они хотели производить на мощностях КАЗ внедорожники Mahindra. Но после сборки 12 тестовых машин проект был свёрнут. В 2010 году автозавод полностью прекратил своё существование. Весь металл посдавали. А помещения до сих пор рушатся и зарастают травой с деревьями.
Вильнюсская фабрика транспортных средств (VFTS)
Ну и напоследок пару слов скажу о Вильнюсской фабрике транспортных средств (VFTS) в Литовской ССР. Предприятие основано в 1975 году. Оно занималось производством спортивных авто на базе стандартных машин. Чаще всего в качестве основы использовались автомобили ВАЗ.
Вильнюсская фабрика транспортных средств после распада СССР занималась постройкой раллийных машин по индивидуальным заказам. Но со временем деятельность предприятия сошла на нет. Сейчас на территории VFTS находится сервисный центр компании Volkswagen.
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, то поставьте лайк, поделитесь ей в соцсетях и подпишитесь на канал. Мне будет приятно!