Предисловие к статье «Антигуманность публичной сексуальности»
Гуманизм, как и жизнь человека, изначально противоречив, или, как говорят философы, дуалистичен. С одной стороны, гуманизм – это человеческое естество, энергия плоти, индивидуальные потребности и их удовлетворение, буйство инстинктов, свобода самовыражения, эгодеятельность, доведенная до предела острота конкурентных отношений и максимальная реализация личностного потенциала, в частности, потенциала родовой креативности, в которой не последнюю роль играют сексуальные влечения. С другой стороны, гуманизм – это вершины человеческого духа, бесконечное стремление к совершенству, подчиненное нравственным идеалам, наука, культура и прогрессивное развитие социальных отношений, требующее от каждого человека социальной ответственности, которая невозможна без нормативной определенности, чувства долга, зова совести и разумных самоограничений.
В борьбе этих двух начал – индивидуального естества и социальной культуры ‑ человечество, хотя и с трудом, до сих пор успешно преодолевало все тяготы исторического бытия и стремительно поднималось по ступеням все более сложной, как общественной, так и личностной организации.
Но наше время, увы, преподносит нам новое небывалое испытание. Оно бросает вызов гуманизму человеческих отношений, отрицая саму культурную социальность человека и, тем самым, подрывая гуманизм в его основе. Наш век, увы, не только век коммуникативной информационно-технической революции и новых технологий, обеспечивающих высокую комфортность жизни. Это время все более стремительно прогрессирующей деструктивности человека и всеобщей варвариции человечества.
Основная движущая сила этого глобально разрушительного процесса – паразитическая маркетинговая стратегия капитализма, конечная цель которой ‑ создать примитивного искусственного человека с неестественно гипертрофированными инстинктивными потребностями и редуцированным мышлением, неспособным контролировать свои потребности и эмоции. Данная тенденция, несущая тотальную угрозу разрушения, проявляется повсюду. Проявляется она и в области сексуальных отношений. И, поскольку в процессе формирования и развития социализированного человека культурная традиция родовых ограничений играет решающую роль, именно сексуальность человека в любых ее проявлениях, как ключ к замку социальных ограничений вообще, становится главным объектом разрушительных воздействий капиталистического рынка.
Еще совсем недавно считалось, что основные проблемы гуманизма связаны с недостаточной личностной свободой человека как в социальной, так и индивидуальной жизни. В ряду этих проблем личностной несвободы рассматривались и всевозможные гендерные проблемы, в частности, проблемы сексуальной зависимости и сексуального рабства и, вообще, природной сексуальной определенности, как формы личностного закрепощения. Еще более актуальной считалась недопустимость культурных ограничений и запретов на проявления природной сексуальности молодежи. Уродующие тело ритуальные анахронизмы у примитивных этносов, как правило, имеющие цель эмоционально ограничить природную сексуальность человека, казались крайней дикостью и крайним проявлением антигуманизма. С точки зрения недопустимости любых и, в частности, сексуальных ограничений порой весьма тенденциозно рассматривались и многие вопросы современного воспитания.
Однако эскалация агрессивных маркетинговых технологий, проникающих во все сферы жизни человека, свойственная наиболее развитым общественным системам, обладающим самым высоким уровнем производства и потребления, все больше убеждает, что главная угроза гуманизму сегодня исходит не от ограничительных культурных воздействий на человека. Культурные анахронизмы и предрассудки относительно легко и естественно преодолеваются с умеренным экономическим ростом любого, даже самого отсталого этноса. Главная деструктивная угроза искусственного одичания и обезображивания человека таится в неограниченном и бесконтрольном эгоизме интересов капиталистического рынка, готового ради прибыли на все – даже к тому, чтобы искусственно оглуплять и уродовать людей. Т.о. опасность зреет внутри самой системы производственных отношений капитализма, побуждающей все его механизмы изо всех сил работать на одичание людей и их искусственный видовой регресс. Перед этой новой угрозой бледнеют и уходят на второй план все предшествующие опасности и проблемы антигуманизма. Выявление и изучение данной тенденции во всех ключевых для формирования человека процессах и, в частности, в аспекте публичных воздействий современных рыночных отношений на сексуальную сферу жизни человека ‑ является на сегодня важнейшей задачей гуманистической антропологии.