Сегодня вновь прогуляемся по Москве. Начнём наш путь от станции метро Пролетарская: посмотрим на строения на левом берегу Москва-реки, перейдем Новоспасский мост и направимся к стрелке острова Балчуг, а затем к метро Павелецкая.
Выйдем из метро к 3-му Крутицкому переулку, выход из метро №9. 3-ий Крутицкий переулок - это оживленная улица Москвы с трамвайным движением по центру. Кстати, отсюда на историческом трамвае А («Аннушка») можно доехать до Чистых прудов или до Калитников.
Переулок называется 3-ий Крутицкий, а ещё есть 2-ой, 1-ый, Крутицкий Вал, Крутицкая улица…
Крутицами в старину называли возвышенности, лежавшие на левом берегу Москва-реки, начиная от реки Яузы. Левый берег был крутым и обрывистым. Отсюда и название переулков, улиц и монастыря, о котором я расскажу дальше. Сейчас современная застройка скрывает исторический рельеф, а местами он намеренно срезан.
Сквозь дворы пройдем ко 2-му Крутицкому переулку и подойдем к дому купца Д.С. Виноградова — владельца чугунолитейного завода в Москве.
Дом 1880 года постройки. К сожалению, сейчас деревянных домов не только в этой местности, но во всей Москве осталось крайне мало. Дом купца Виноградова — уникальный образец деревянного зодчества. Такие постройки были типичны для района Крутиц того периода.
Обратите внимание на изящный резной карниз, окантованный зубцами.
Окна цокольного этажа — квадратные, с декоративной перемычкой, первого этажа — прямоугольные, с простыми наличниками. На крыше расположены слуховые окна с треугольным фронтоном и пилястрами. Единственное, что было утрачено за почти полуторавековую историю здания, — это крыльцо со стороны Новоспасского проезда.
По подземному переходу перейдем через Новоспасский проезд и пройдем по 1-му Крутицкому переулку. Здесь располагается Крутицкое подворье — бывшая резиденция епископов Сарских и Подонских, образованная в 13 веке в качестве монастыря.
В 1272 году, при сыне Александра Данииле, Сарская епархия основала своё подворье в подмосковных Крутицах, тогда же был освящён первый Петропавловский храм.
До наших дней сохранились Успенский и Петропавловский соборы, звоница, стена-переход, Крутицкий теремок (парадные ворота), различные палаты и башня ограды.
Я подготовил небольшой ролик про данное место.
В Крутицком подворье очень часто снимают кино. Например, в Крутицком теремке снимались сцены фильма «Гардемарины, вперед», когда Софья была заточена в тереме своей тётки Пелагеи.
Подворье расположено прямо у Москва-реки и скоро здесь появится полностью пешеходная набережная. Строительные работы продолжаются тут уже не первый год, но я надеюсь на скорейшее их завершение.
Рядом с Крутицким подворьем расположена бывшая Главная канализационная насосная станция, построенная в 1898 году по проекту русского архитектора М.К. Геппенера.
Здание станции является памятником промышленной архитектуры. Сейчас в помещении здания расположен музей воды. Посещение музея бесплатное.
По другую сторону 3-го Крутицкого переулка расположен Новоспасский мужской монастырь.
Изначально монастырь был основан с южной стороны от Москвы, на месте современного Данилова монастыря — около 1282 г. ему положил начало первый московский князь Даниил Александрович. Здесь он просуществовал полвека, пока около 1330 г. князь Иван Калита не перенес обитель непосредственно в Кремль. Обитель была посвящена Преображению Господню и приобрела статус «комнатного монастыря», что особо подчёркивалось ее местонахождением непосредственно возле дворца. Однако после разрушительного кремлевского пожара 1488 г. великокняжеская резиденция подверглась полной перестройке, и по приказу Ивана III Спасо-Преображенская обитель в 1490 г. была вновь перенесена за пределы города — теперь на юго-восток, на Крутицы. В связи с этим монастырь получил название «Спас на Новом», или «Новоспасский».
Я подготовил небольшое видео о монастыре.
В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.
Спустимся к набережной. Возле стен монастыря находится пруд.
На набережной расположен причал, откуда можно на теплоходе отправиться на экскурсию по Москва-реке.
Причал был облагорожен в этом году. Появились турникеты, экран с временем прибытия, удобная навигация.
По набережной пройдем к Новоспасскому мосту.
Это один из старейших мостов города. Известно, что во времена Ивана Грозного были деревянные мосты в районе Новоспасского, Симонова монастыря и Крутицкого подворья.
В основе существующего моста — опоры арочного моста, построенного в 1911 году. Мост был перестроен в 1937 году. По генеральному плану Москвы 1935 года мост должен был стать частью Нового Бульварного кольца — ещё одной автомобильной кольцевой дороги Москвы. Реализации плана помешала война.
Новоспасский мост и по сей день упирается в стену промышленной застройки, не имея даже прямой траектории для съезда. В итоге, широкая дорога резко поворачивает направо на Кожевническую улицу.
С моста спустимся на шлюзовую набережную и проследуем в сторону острова Балчуг. На сам остров мы не пойдем. Отсюда виднеется стрелка острова и Московский международный дом музыки.
Это здание было построено в 2002 году по инициативе мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и известного отечественного музыканта Владимира Спивакова. Не обошлось и без Зураба Церетели — на куполе здания с помощью грузовых вертолётов он решил установить скрипичный ключ высотой 9,5 метра. Ныне это крупнейшая музыкальная площадка России.
Выйдем на Кожевническую улицу и проследуем к Павелецкому вокзалу.
Здание вокзала было построено в 1900 году. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связывала 12 густонаселённых губерний. Эта железная дорога не имела выхода в Москву. В связи с этим правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветки Павелец — Москва.
В 1897 года было получено разрешение Николая II на постройку линии, а 1 сентября 1900 вокзал был торжественно открыт. С 1912 по 1941 вокзал назывался Саратовским.
Сейчас Павелецкий вокзал - это крупнейший вокзал Москвы, с пассажиропотоком не менее тысячи человек в час.
Рядом с вокзалом открыт Музей железной дороги.
Продолжительное время площадь перед вокзалом была раскопана, но сейчас строительные работы завершены: под землёй расположен многоуровневый торговый центр, а на поверхности раскинулся современный парк.
Вот мы и дошли до метро Павелецкая. Дальше мне на Замоскворецкую линии. Надеюсь, что рассказ получился не очень длинным. Спасибо, что были рядом.