В 2020-21гг был проведен мониторинг состояния социально-экономического развития сельских территорий одновременно с началом реализации госпрограммы Комплексного развития сельских территорий. Мониторинг был подготовлен Минсельхозом России в рамках реализуемой в составе госпрограммы КРСТ ведомственной целевой программы «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», утверждённых приказом Минсельхоза России от 20 апреля 2020 года. Документ подписан О.Н. Лут, зам министра Минсельхоза России, датирован 11.06 22 года.
Чем это вызвано: прежде всего, предложенные к утверждению в первоначальной редакции госпрограммы КРСТ параллельно с объёмом её финансирования, основывались по укрупнённым оценкам социально-экономического состояния сельских территорий и потребность в обновлении существующей и создания новой социально значимой инфраструктуры на основе данных, полученных от субъектов РФ и научного сообщества на этапе разработки проекта госпрограммы КРСТ. Анализ позволяет сделать следующие выводы, что сохраняется поляризация системы расселения, проявляющаяся в снижении численности населённых пунктов с необходимой малой и средней численностью и рост населенных пунктов, численностью, превышающей 100% от средней численности, это 16% от всей численности; наблюдается критический разрыв в обеспечении основными объектами социальной инфраструктуры малых и средних НП, каждая последняя превосходит в 3-4 раза уровень благоустройства различных видов коммуникациями. Недостаточное развитие сети автомобильных дорог местного значения, доля грунтовых дорог составляет 70% от общей протяженности дорожной сети. Прирост количества перспективных населенных пунктов, обеспеченных дорогами с твёрдым покрытием, с нарастающим итогом с 2011 года до 2020 года составил всего 3.470 сельских НП, что на 249 больше, чем в 2019 году (всего в РФ 150тыс. населённых пунктов).
По данным Минстроя России доля обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой в 2018 году составляла 67,3%,(25,3 млн человек) в 2019 году 63, 2%, (23,6 млн человек) 2020 год 66%, (24,3 млн человек) из 48 млн, проживающих на селе человек.
Обеспеченность сельских жителей жильём на человека приходится в средних и крупных населённых пунктах существенно меньше ( 28 м² и 23 м²), а такие, как Карачаево-Черкесия -18 м²; Тыва- 10 м²; Еврейская республика- 9,7 м² ;Чукотка -7,4 м², а доля жилой площади, оборудованной коммуникацией, в населённых пунктах составляет 26% от общей жилой площади.
Численность трудоспособного населения составляет 25.5 млн человек или 59.5% от общей численности, а общее количество занятых - 9 млн человек, наличие хозяйствующих субъектов отмечено в 20,2 тысяч населённых пунктах (19% от общего количества населённых пунктов) 8 млн домохозяйств, чем занимаются остальные 7 млн?
Какие мы делаем выводы при сложившемся охвате и глубине мониторинга: необходима координация и синхронизация мероприятий отраслевых ведомств, реализованных ими на сельских территориях в рамках госпрограммы КРСТ.
Потребность жилья на селе очевидная. Согласно статистике 400-450 тыс.семей нуждаются в улучшении жилищных условий. За 2020-2021 годы реализации программы КРСТ улучшили свои жилищные условия 36 тыс. семей.
Причина из-за небольших доходов, средняя зарплата не позволяет за счёт собственных средств строить свой дом.
Предложенная сельская ипотека обеспечивает всего лишь 2% ввода жилья от общего объёма введённого жилья на селе, да и банки не всегда идут навстречу селянину. Не решается вопрос инфраструктуры (дороги, инженерия, социальные объекты, логистика и так далее).
Поэтому решать задачу необходимо комплексно: это и развитие производства (рабочие места достойная зарплата и параллельно обеспечение всеми социальными параметрами: школы, ФАПы, Дома культуры).
Строительному бизнесу не выгодно строить на селе и в малых городах, так как себестоимость квадратного метра в рамках сложившихся цен на строительные материалы, затраты на инженерную инфраструктуру, проезды - неподъёмные для селянина с его низкими доходами.
Поэтому за последние 2-3 года по статистике в малых городах до 30-50тыс. не построено ни одного квадратного метра, а это 600-700 таких сельских райцентров, не говоря про малые населённые пункты. А их 50%, здесь проживает 10% сельского населения из 150тыс. населённых пунктов.
Какой можно сделать вывод из сложившейся ситуации: необходимо ввести бюджетное финансирование на инфраструктуру, в том числе инженерные обустройства (вода, газ, электричество, льготное предоставление земельных участков под строительство). А также софинансирование государства на строительство или приобретение построенного жилья в пределах 70% и 30% от средств, которые можно взять на достройку своего дома в рамках сельской ипотеки или же по программе строительства частного дома.
Необходимо также снизить стоимость возводимого жилья за счёт развития, применения местных строительных материалов на местах. В России раньше это традиционно было применение извести, глины, кирпича, керамзитового гравия для производства керамзитных блоков, цеха для первичной переработки леса - вот вам и норма импортозамещения, дополнительные рабочие места, причем в каждом районном центре в зависимости от климатической зоны и территории, снижение транспортных затрат. И это уже можно назвать «индустриальный подход». В свое время система сельского строительства вводила 20 млн.кв.м. жилья в год, , производила 2,6 млрд кирпича и т.д. Эти цифры известны.
Есть опыт Оренбургской области, где создали совместно с администрацией структуру «Сельский дом», который по 2% обеспечивает будущему застройщику под программу «Свой дом» комплектующие материалы, строительство производится собственными силами при товарном кредите на 15 лет. Со стороны «Сельского дома»- поэтапный технический контроль, предоставления всех услуг , в том числе типовые проекты, но и возврат средств. В результате такой работы строится 800-100 домов в год и 1,5 млрд рублей годовой оборот.
Союз сельских строителей России предложил разработать программу проектное предложение «Мой дом - доступное и комфортное жильё в сельских поселениях и малых городах России». В основе заложен принцип из сложившейся практики: создание в каждом регионе структуры на кооперативной основе с участием государства в лице органов исполнительной власти. Разработан организационно-экономический механизм с участием граждан, проживающих на селе, как ассоциированных членов в строительстве собственного дома.
Мы видим, что это позволит на местах решать комплексно весь аспект услуг, взяв на себя организационные вопросы, как для будущих жильцов (по подбору технологии, ПЕО, разрешительный, технической контроль, подбор исполнителя и т.д.) так и по строительству инженерных коммуникаций, в том числе дорог и проездов.
Работа в этом направлении уже производится. Союзом сельских строителей России подписаны договоры на уровне губернаторов с регионами: Нижегородская, Ульяновская, Ростовская области, Республика Хакасия, Красноярский край и другие.
Мы видим необходимость комплексной работы совместно с публичной властью, с привлечением всех, кто может внести свой вклад в развитие российской деревни, точнее - в комплексное развитие сельских территорий.
С.А.Мытарев, президент Союза сельских строителей России