Дело было так. Перед пятидесятым юбилеем Октября первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Г.В.Романову пришла идея построить в Ленинграде зал, наподобие Кремлевского дворца, для официальных городских мероприятий, торжественных заседаний и кинопросмотров. Юбилей приближался. Проект был готов. Его создали специалисты под руководством советского архитектора Александра Жука, спроектировавшему к тому времени в Ленинграде здания аэропорта Пулково-1, Театра юного зрителя (ТЮЗ), станции метро "Владимирская" и "Чернышевская". Сроки поджимали, а место для строительства всё ещё не было определено. Как утверждает легенда, в очередной раз Романову об этом осторожно напомнили в машине по дороге с Московского вокзала в Смольный. Романов не выдержал и нетерпеливо махнул рукой в сторону открытого окна машины: "Вот здесь и стройте!". В этот момент автомобили проезжали мимо Греческой церкви на Лиговском проспекте.
Греческая церковь была построена на этом месте в 1866 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Тогда в районе Лиговского канала (который был впоследствии засыпан и на его месте появился Лиговский проспект) были обширные поселения греков, появившиеся со времён Крымскoй вoйны.
В конце 1850-х годов греки попросили предоставить им место у Лиговского канала для строительства трёхпрестольного храма. Городская администрация выделила его на бывшей Летней Конной площади. Сразу после этого греки стали собирать средства на постройку храма. Но собранных денег хватало лишь на возведение часовни. Тогда грек-предприниматель Дмитрий Бенардаки предложил передать эти средства на возрождение русской посольской Троицкой церкви в Афинах, а строительство храма в Санкт-Петербурге взял на свой счёт. Впоследствии построенная Церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве стала одним из символов Петербурга.
Но в 1938 году богослужения в храме прекратились, а11 января 1939 года храм был закрыт. Имущество было частично передано в музейный фонд. В самом здании разместили военно-учебный пункт. Во время Великой Отечественной войны в храм попала немецкая авиабомба, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Здание было огорожено, и в таком состоянии простояло несколько лет. Реставрировать храм не стали и в 1962 году снесли его как "малохудожественный". Снос здания описал Иосиф Бродский в стихотворении "Остановка в пустыне". Несмотря на то, что стихотворение длинное, приведу его полностью, уж очень оно созвучно моему взгляду на эти события и актуально до сих пор:
Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это - храм,
и храм искусства. Кто же виноват,
что мастерство вокальное дает
сбор больший, чем знамена веры?
Жаль только, что теперь издалека
мы будем видеть не нормальный купол,
а безобразно плоскую черту.
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья.
Прекрасно помню, как ее ломали.
Была весна, и я как раз тогда
ходил в одно татарское семейство,
неподалеку жившее. Смотрел
в окно и видел Греческую церковь.
Все началось с татарских разговоров;
а после в разговор вмешались звуки,
сливавшиеся с речью поначалу,
но вскоре - заглушившие ее.
В церковный садик въехал экскаватор
с подвешенной к стреле чугунной гирей.
И стены стали тихо поддаваться.
Смешно не поддаваться, если ты
стена, а пред тобою - разрушитель.
К тому же, экскаватор мог считать
ее предметом неодушевленным
и, до известной степени, подобным
себе. А в неодушевленном мире
не принято давать друг другу сдачи.
Потом - туда согнали самосвалы,
бульдозеры... И как-то в поздний час
сидел я на развалинах абсиды.
В провалах алтаря зияла ночь.
И я - сквозь эти дыры в алтаре -
смотрел на убегавшие трамваи,
на вереницу тусклых фонарей.
И то, чего вообще не встретишь в церкви,
теперь я видел через призму церкви.
Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее - после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснется.
Но знавших нас не будет слишком много.
Вот так, по старой памяти, собаки
на прежнем месте задирают лапу.
Ограда снесена давным-давно,
но им, должно быть, грезится ограда.
Их грезы перечеркивают явь.
А может быть, земля хранит тот запах:
асфальту не осилить запах псины.
И что им этот безобразный дом!
Для них тут садик, говорят вам - садик.
А то, что очевидно для людей,
собакам совершенно безразлично.
Вот это и зовут: "собачья верность".
И если довелось мне говорить
всерьез об эстафете поколений,
то верю только в эту эстафету.
Вернее, в тех, кто ощущает запах.
Так мало нынче в Ленинграде греков,
да и вообще - вне Греции - их мало.
По крайней мере, мало для того,
чтоб сохранить сооруженья веры.
А верить в то, что мы сооружаем,
от них никто не требует. Одно,
должно быть, дело нацию крестить,
а крест нести - уже совсем другое.
У них одна обязанность была.
Они ее исполнить не сумели.
Непаханное поле заросло.
"Ты, сеятель, храни свою соху,
а мы решим, когда нам колоситься".
Они свою соху не сохранили.
Сегодня ночью я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И отчего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?
1966
А ведь в это время, пока проектировали и строили БКЗ "Октябрьский", с вoйны ждал окончания строительства уже построенный зал для концертов и собраний на 3200 мест в Доме Советов, спроектированный Н.Троцким как шикарный полу амфитеатр.
Однако многие считают, что советские архитекторы спроектировали БКЗ весьма удачно – его внешний вид не выбивается из окружающего исторического ансамбля ни кричащей формой, ни высотой, ни тенденциозным оформлением.
Концертный зал по стилю близок к модернизму. В основе композиции здания - сочетание двух объемов - основного со зрительным залом, и другого - более низкого, охватывающего первый с трех сторон, вмещающего фойе и другие служебные помещения.
А возможности зала позволяют проводить как концерты и фестивали, так и кинопоказы и даже ледовые представления.
А вам нравится БКЗ? Пишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Лучший в мире оперный театр: легенды, истории и 55 фотографий