В своём эссе я хотел бы подробно проанализировать высказывание древнеримского юриста Цельса:"Право - это искусство добра и справедливости." Мне кажется, что в современном мире это высказывание как никогда актуально.
Прежде чем приступить непосредственно к праву, хотелось бы достаточно чётко определить, что такое искусство. Искусством в самом примитивном смысле принято называть поэзию, кино, живопись и много другое, что непосредственно ассоциируется практически у каждого человека с этим самым искусством. Однако подобную трактовку я считаю крайне неправильной, жутко поверхностной. Искусство это не просто какое-то произведение, но высшее проявление страстного напряжения человеческой души. Оно противно всякому ремеслу, совершаемому бездуховно, вне всякой жизни и без наслаждения. Искусство охватывает всю нашу жизнь, всё существо нашего мира подвержено его взору и вниманию. Оно , как призма, пропускает сквозь себя явления нашего мира и показывает их в истинном свете. Искусство есть своего рода общечеловеческая призма бытия. Оно безмерно велико и возвышено над всем ведь в основе своей содержит акт творения - одно из самых святейших действий. Искусство сосредотачивает всё человеческое нутро на окружающей нас действительности и раскрывает глаза на истину. Исходя из вышесказанного, мы могли бы назвать право средоточием высшего страстного напряжения человеческой души в деле добра и справедливости. Но я бы осмелился зайти ещё дальше и назвал бы право не просто средоточием высшего , но высшим средоточием. Безусловно добру и справедливости беззаветно предано не только право, но и литература, музыка, так или иначе, каждый жанр искусства. Но если сравним мы их успехи, то неужели сможем склониться в сторону более художественных слуг праведного дела? Зеркало не вызывает опасений, в него смотришь без опаски и без волнения, оно не ставит условий. Кинжал же вызывает лёгкую дрожь, внутреннее волнение за собственную сохранность; есть условия обращения с кинжалом. Нельзя умалять труд столь многих гениев-творцов, положивших всю свою жизнь на алтарь добра и справедливости. Но разве благодаря им люди могут спокойно ходить по улицам, не боясь быть убитыми или ограбленными? Разве благодаря им мы можем надеяться на честность окружающих нас людей? И дело тут не в количестве заслуг, но в иных подходах к решению проблем. Творец создаёт зеркало, в котором человек может увидеть истинного себя. Но законодатель действует иначе. Творец демонстрирует нам наше отражение в зеркале, а законодатель в кинжале. Законодатель не показывает нам всё наше отражение; сравнительно небольшой клинок его кинжала отражает лишь самое необходимое. Зачем ему говорить о наших добродетелях, коль они есть и живы в нас, если можно говорить о пороке, который губителен и вреден, который в зеркале мог остаться незамеченным из-за более приятных глазу светлых сторон. Безусловно было бы отрадно жить в мире, где каждый человек, посмотрев в зеркало, осознаёт всю суть и глубину происходящего и некогда произошедшего. Однако чаще всего людям нужно прямо указать на порок и недостаток. Ведь неужели мы осмелимся утверждать, что люди вокруг нас все без исключения готовы окунуться в собственные недостатки и грехи по своей же воле и, что более невероятно, побороть их окончательно опять же практически исключительно самостоятельно? Это неосуществимая утопия. Но даже если предположить возможность её осуществления, то как поступить со слепцами? Как быть с теми кто не видит не по недугу, но по сути своей слеп и не желает ничего узреть? Для них то и нужен кинжал, одно движение которым около них заставит серьёзно задуматься. А если захочет некто разрушить, презреть добро и справедливость, то неужели зеркалом должно обороняться от таких нападок? Ныне, когда сами устои добра и справедливости пошатнулись, когда люди стали считать их чем-то незначительным, ничто иное как закон должно ставить во главу угла. Но кинжал не висит в воздухе сам по себе - ему нужна опора, рука. Этой рукой являются люди, свято чтящие закон, служащие подобно ему добру и справедливости. Да и сама нравственность и художественное творчество идут рука об руку с законом. Они пытаются воззвать к людям, пробудить в них самое лучшее и чистое против тёмного и неприглядного.
Таким образом, право воистину есть искусство добра и справедливости.