Найти в Дзене
Bright Tone Studio

5 базовых основ вокального мастерства. Часть 2.

Резонирование (продолжение, начало лежит здесь).

Т.е. по сути, наши связки сами по себе издают довольно тихий звук. Но т.к. они находятся в непосредственной близости к полости глотки, рта и носа, то в этих полостях звук резонирует и многократно усиливается. Вышеупомянутые полости являются как бы продолжением гортани (где расположены наши связки) и называются “надставной трубой”. Это так называемые головные резонаторы.

Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающим вокалистам необходимо прокачивать свои резонаторы, изучать, как и где в их теле формируется звук. Порой самоучка может неправильно интерпретировать то, что он прочитал в статье или увидел в обучающем видео. Например, мы часто слышим такое – “нужно петь в маску”. И человек автоматически начинает усиленно искать эту самую маску, загонять звук куда-то в район носа и пазухов, при этом не исключены перенапряжения, которые бьют по связкам и травмируют их.

Также при этом может сильно теряться работа грудных резонаторов и соответственно обогащение голоса нижними частотами. Типо: ну зачем их задействовать, ведь говорят, что поют в маску? Подобные рассуждения в корне неверны. Поэтому чтобы не затеряться в этих дебрях на первых порах, и не навредить себе, лучше изучать свой голосовой аппарат вместе с преподавателем.

Для изучения работы резонаторов могу предложить такое простое упражнение.

Встаньте прямо, положите одну ладонь на макушку головы, а вторую на грудь. Вдохните животом, как мы учились в первой части этой статьи и попробуйте произнести звук “м” (т.е. промычите) вашим обычным разговорным голосом. Вы должны почувствовать вибрацию под обеими ладонями. Это и есть работа обоих резонаторов – головного и грудного.

Но при этом старайтесь всегда следить, чтоб звук, скажем так, не сосредотачивался в носу и пазухах. Это очень важный момент. Даже когда просто говорите, а не поёте. Гнусавость не означает отличную работу головного резонатора. Она будет вам только мешать. Поэтому старайтесь всегда звук направлять в рот, в район зубов. Попробуйте поговорить (или пропеть трезвучие) сначала как обычно, а затем проделайте то же самое, зажав пальцами нос.

Звук меняться не должен.

Певческая позиция

Теперь о певческой позиции. Представьте себе ощущение зевка: мягкое нёбо поднимается, корень языка слегка опущен. Попробуйте поговорить в такой позиции.

Затем возьмите удобную для вас ноту и начните воспроизводить последовательно звуки: “а”, “о”, “у”, “и”, “э”. При этом необходимо добиться, чтоб каждый звук был одинаковым по звучанию. Например, если у вас сходу получился отличный, плотный и объёмный звук “а”, то необходимо на этом же ощущении работать с остальными, и не допускать, чтоб например звук “и” выбивался и звучал как-то иначе.

Чтоб лучше понять, что такое позиции – попробуйте сделать то же самое упражнение, но с сомкнутыми губами как это делают чревовещатели. Таким образом, может сложиться впечатление, будто у вас в горле образовался второй рот, который может говорить самостоятельно.

Артикуляция

Артикуляция (не путать с дикцией!) – это процесс, во время которого задействуются язык, губы, щёки, челюсть и с их помощью формируются те или иные звуки. У каждого человека есть свои артикуляционные особенности, которые обусловлены манерой выговаривать слова, темпом речи, продлением или укорачиванием слогов, или специфическими модификациями интонации. Манера может зависеть от национальности человека, языковой группы, региона проживания человека. Т.е. артикуляция – это те процессы, которые мы видим на лице, когда поём (или разговариваем). А дикция – это то, что мы слышим, т.е. это уже результат работы (степень отчётливости в произношении слов).

Существуют различные артикуляционные упражнения, которые необходимо выполнять на первых порах ежедневно на первых порах для того, чтобы укрепить мышцы лица, языка, челюсти, щёк.

Но при этом не стоит забывать, что в различных вокальных стилях перечисленные части тела задействованы совершенно в разной степени. Если мы говорим про русское народное пение, то в нём артикулируют довольно сильно, в отличие, например, от западных стилей.

Заключение

В заключении хочу сказать: получайте кайф от вашего голоса. Да пусть, пока не всё получается, как хотелось бы, главное – не останавливаться на достигнутом.

Вокал – это отличная терапия. Как психологическая, так и физическая. Научно доказано, что занятия вокалом положительно влияют на выработку гормонов. В плане психологии – вокал помогает нам раскрепоститься, побороть страхи. Поющий человек меньше подвержен стрессам и потрясениям. Уходят комплексы и стеснение. Появляется вера в собственные силы и достижимость любых результатов.

Главное не пойте, если вы болеете. Организм в таких состояниях находится в ограниченном ресурсе, и не стоит его перенапрягать. Особенно если горло болит или есть кашель. Относитесь бережно к своему здоровью и высыпайтесь как следует. И никогда не занимайтесь вокалом через силу. Заниматься надо в удовольствие!

Повторюсь: вокал – это психофизическая работа. Наш голос – это отражение нашей души и тела. Порой бывает, что вы потянули правый палец на левой ноге (условно говоря), или вы просто не в настроении. И всё! Голос уже звучит иначе, а обычный упражнения кажутся невыполнимыми, либо выполняются не так как нужно.

Поэтому следите за собой, берегите себя.

Ну, а на сегодня всё.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите видео!

И да пребудет с вами сила голоса!