На прошедшем 27 октября 2022 г. заседании Совета Федеральной палаты адвокатов РФ первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев рассказал о предварительных результатах работы в АП Республики Северная Осетия – Алания комиссии, созданной Советом ФПА РФ. В интервью «Адвокатской газете» Михаил Толчеев ответил на несколько вопросов, касающихся этой ситуации.
– Михаил Николаевич, результатом визита комиссии ФПА стало принятие Советом АП РСО – Алания решений о прекращении статуса адвокатам Байкулову и Пашаеву. Это единственные итоги работы комиссии или есть и другие?
– Это не совсем так. Комиссия не принимала решений по указанным вопросам, не принимала непосредственного участия в работе Совета Палаты, просто потому, что у нее были иные задачи и цели. Комиссия была создана с целью изучения организации процесса принятия Адвокатской палатой экзамена на приобретение статуса адвоката и допуска к нему, выявления недостатков, если они имеются. Поводом к чему, несомненно, и послужила история г-на Пашаева, но и не только она, были и другие неприятные сигналы относительно этой Палаты. Именно этим и занималась наша комиссия, результаты ее работы были доложены Совету Федеральной палаты. Что же касается прекращения статуса адвокатам Байкулову и Пашаеву, таким образом Совет АП РСО – Алания исполнил предписания Совета ФПА.
– Эльман Пашаев уже выступил с заявлением в медиапространстве, как вы оцениваете его?
– Я не большой любитель эмоциональных выпадов, игры на публику и манипуляций с недоговорками. К примеру, говоря о годичной регистрации в Республике, господин Пашаев забывает упомянуть о том, что она была по адресу сотрудника аппарата Палаты, и о том, что этот факт был не только «не замечен» президентом и председателем Квалификационной комиссии, но и, по-видимому, намеренно скрывался. Я привык обсуждать документы и рациональные доводы, которые были надлежащим образом зафиксированы комиссией, но которые я не уполномочен обнародовать. Можно предполагать, что ожидается судебное оспаривание решений североосетинского Совета, где и будут приводиться настоящие аргументы и доказательства.
В заседании Совета АП РСО – Алания велось аудиопротоколирование. Господин Пашаев представил Совету аудиозапись его экзамена на статус адвоката, которая должна была отразиться в записи заседания Совета. Так что утраченная, к сожалению, техническая аудиозапись экзамена, осуществлявшаяся секретарем Квалификационной комиссии, к общему удовлетворению восполнена и будет доступна нам и суду. И вот тогда мы с полным знанием действительности и в отсутствие спора о фактах сможем дать оценку действиям всех участников этого экзамена.
– Как вы могли бы прокомментировать отставку М.И. Гаглоева с поста президента Палаты, принятое Советом АП РСО – Алания?
– На мой взгляд, это очень достойное решение достойного человека. Марк Исмелович поступил по-президентски и, я бы сказал, очень по-мужски. Не секрет, что в последнее время было несколько скандалов вокруг Палаты, адвокатским сообществом предъявлялись претензии определенного рода, Советом ФПА были отмечены ошибки деятельности органов адвокатской палаты, были зафиксированы нарушения и комиссией ФПА. В такой ситуации решение президента принять на себя всю ответственность за происходящее в Палате, безусловно, не может вызывать никаких иных чувств, кроме уважения. На данный момент в АП РСО – Алания избран новый президент, которому предстоит принять все необходимые решения по деятельности Палаты и в полной мере восстановить работоспособность и репутацию органов адвокатского сообщества Республики. Ведь нам действительно есть сегодня чем заниматься и чему противостоять, отстаивая профессиональные, и не только, права адвокатов. А не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Напомним, 15 сентября Совет ФПА РФ констатировал наличие неустранимых нарушений при получении Эльманом Пашаевым статуса адвоката. 18 октября состоялось заседание Совета АП РСО – Алания, на котором во исполнение предписаний Совета ФПА РФ были приняты решения о прекращении статуса адвоката В.Б. Байкулову (председателю Квалификационной комиссии АП РСО – Алания) и о прекращении статуса адвоката Э.М. Пашаеву.