Так, откроют выступление СПб ГАСО «Вариации на тему Гайдна» Иоганнеса Брамса. Тему для этого произведения Брамс нашел в рукописи, хранившейся в Обществе друзей музыки в Вене. «Хорал святого Антония» Гайдн написал в 1780-х годах. Познакомившийся с рукописью Брамс, талантливо воспроизвел характерные черты гайдновского стиля: живость и остроумие, юмористические эффекты и динамику мотивного развития. «Вариации на тему Гайдна», впервые прозвучавшие под управлением автора 2ноября 1873года вВенской филармонии, принесли Брамсу большой успех. Особенной любовью они пользовались вЛондоне, где бисировались при первом исполнении. #INJECT_1# Продолжит концерт кантата «Смерть Клеопатры», которая в свое время являлась конкурсной работой студента Парижской консерватории Гектора Берлиоза. 30 лет спустя композитор вспоминал: «Тема, которую нам дали для сочинения, была– «Клеопатра после битвы при Акциуме». Царица Египта дает змее ужалить себя и умирает в конвульсиях. Но перед тем обращается к теням фараонов, вопрошая, может ли она, развратная и преступная царица, быть допущенной в одну из гробниц, воздвигнутых над прахом доблестных и добродетельных властителей... Без труда я сочинил на этот сюжет произведение, обладавшее, как мне представлялось, величественным характером и ритмом…» Однако жюри, составленное, по словам Берлиоза, из «старых подагриков», не присудило молодому композитору Римскую премию, дававшую ее лауреату материальную независимость в течение нескольких лет. Музыка Берлиоза показалась им слишком «вулканической». Всущности, жюри едва ли ошиблось: ведь всего лишь год спустя состоялась премьера «Фантастической симфонии», поразившей весь музыкальный мир. А «Смерть Клеопатры», прочно вошла в концертный репертуар. 6 ноября кантата прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов, участницы фестивалей «Белые ночи» и «Опера всем», солистки академии молодых певцов Мариинского театра Лауры МЕЕНЕН. Завершит концерт СПб ГАСО Седьмая симфония Бетховена. Современники называли произведение «музыкальным сумасбродством», Берлиоз и Чайковский восхищались ею, а директор Пражской консерватории посчитал, что «автор вполне созрел для сумасшедшего дома». Годы создания Седьмой были нелегкими. Композитор полностью потерял слух, его попытки достичь личного счастья закончились крахом, знакомство с Гёте принесло очередное разочарование… Однако симфония, которой суждено было стать одним из величайших шедевров в истории музыки, которую сам Бетховен считал лучшей своей симфонией,– необычайно оптимистична, наполнена неукротимыми танцевальными ритмами и мощной силой бетховенского гения. «Это само чистосердечие, вольность и мощь, безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил– расточительство веселья ради, веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет все»,– писал о ней Ромен Роллан. Ныне симфония признана одной из лучших партитур немецкого гения. За дирижерским пультом – заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель СПб ГАСО - маэстро Александр ТИТОВ. А сам концерт будет проходить 6 ноября в одном из красивейших особняков Петербурга - знаменитом Дворце Белосельских - Белозерских на Невском проспекте в доме 41. Начало в 16.00.
СПб ГАСО исполнит произведения необычной судьбы
1 ноября 20221 ноя 2022
2 мин