Сверх Нормы. Ана де Армас в биографической драме о Мэрилин Монро.
(Blonde, 2022, США)
Блин, как же легко перепутать двух режиссеров-тёзок-земляков из Новой Зеландии, у которых вдобавок в фамилиях есть буквосочетание «ник» - Эндрю Никкола и Эндрю Доминика. К тому же оба не ищут легких путей и любят снимать экстравагантные фильмы: первый – «Гаттаку», «Оружейного барона», «Время» и др.; второй – «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», «Ограбление казино», сериал «Охотники за разумом» (в соавторстве) и др..
Вот и я едва не оплошал, когда хотел написать в подзаголовке сего обзора «от создателя «Оружейного барона» и «Времени». Однако вовремя спохватился и перепроверил.
Действительно: более опытный Никкол не имеет к «Блондинке» никакого отношения. А перекрасил Ану де Армас в блондинку и приклеил у ней над губой знаменитую родинку всё-таки Доминик.
Что ж, посмотрим, что он там наснимал о легендарной Мэрилин Монро, она же Норма Джин Мортенсон, в своём новом, аж 166-минутном фильме.
Перво-наперво что вам нужно знать, прежде чем тыцать кнопку плеера под постером «Блондинки»: эта хронология жизни, творчества и заскоков Мэрилин показана не в классическом художественно-драматическом ключе, а, скажем так, в очень художественном и гипертрофированно драматическом.
- Сам-то понял, чего сказал? - спрашиваете вы.
Сам-то понял. Но для тех, кто не понял, поясню.
Итак, перед нами – не просто набор фактов из жизни культовой голливудской кинодивы, а попытка раскрыть ее характер через все её эмоциональные комплексы. Теми, что она – по мнению Доминика-сценариста, - страдала буквально до последнего дня своей короткой, но яркой 36-летней жизни.
При этом «копает» Эндрю в недра психики Нормы Джин довольно глубоко. Вплоть до её обнаженных нервов, детских психотравм и симптомов явной шизофрении. Поэтому течение сюжета зачастую уходит от реальности в сплошные эмоции, глюки и фобии главной героини.
И как же Доминик преподносит нам через магию кино мэрилиновы эмоции, глюки и фобии?
Правильно: с помощью инструментов сюрреализма, символизма и артхауса. И потому, несмотря на не артхаусный бюджет в 20 млн. $, смотрится «Блондинка» как типично авторское кино. То бишь со всеми присущими ему, режиссерскими «А я так вижу!» и прочим визуально-авангардным выпендрежом.
Выпендреж этот, кстати, зачастую весьма эффектный.
Особенно восхитила меня сцена с Ниагарским водопадом, на вершине которого путем комбинированных съемок "великанша" Норма Джин занимается любовью с двумя бойфрендами (отсылка к фильму "Ниагара", 1952, с Мэрилин). Впрочем, других внезапно-шокирующе-красивых художественных находок здесь тоже хватает, и уже ради них я не пожалел, что потратил без малого три часа на эту картину.
Также к числу удачных находок надо отнести Ану де Армас, пусть даже изначально кандидатками на главную роль рассматривались Наоми Уоттс и Джессика Честейн.
Однако, при всем уважении к сим благородным и очаровательным дамам, годами они давно переросли Мэрилин, тогда как Анушка по паспорту подошла идеально. И не только подошла, но и сыграла великолепно и эмоционально, поэтому всем ее поклонникам пропускать «Блондинку» категорически нельзя, даже если вы на дух не переносите артхаус.
А вот сцена близкого телесного «общения» Нормы Джин и президента Кеннеди лично мне показалась слишком грубой. И пусть она явно такой и задумывалась, тем более под конец истории, когда личность Мэрилин была на стадии психологического и наркотического распада, всё равно – это уже переборщ. За который существующие и поныне, фанаты Мэрилин вряд ли простят Эндрю Доминику столь злой эпатаж. А то еще и найдут, да морду ему набьют, где бы он от них ни скрылся, включая свою родную Новую Зеландию.
Что же касательно сюжета как такового…
Ну, он помимо всего вышесказанного обыгрывает наиболее яркие эпизоды из мэрилиновой биографии, поэтому зачем мне вам ее пересказывать, тем более в эпоху всяческих Википедий?
***
В общем, красиво рассказанная и показанная, нервно-драматическая история об одной из не самых великих актрис, но самых нашумевших кинозвезд 20 века.
Вот только, к сожалению, ознакомиться с биографией Мэрилин Монро по «Блондинке» у вас выйдет лишь очень поверхностно, ведь Эндрю Доминик не ставил перед собой такую цель. Зато психологический портрет Мэрилин он с помощью Аны де Армас нарисовал такой, что его хоть на факультете психиатрии изучай. Ибо вся тонкая натура Нормы Джин представлена здесь нараспашку, и все мотивы ее эмоциональной неуравновешенности становятся видны, как на ладони.
Разве что с хронометражем «Блондинки» Доминик всё же перегнул арматуру. Сократи он картину хотя бы до двух часов, особенно в самой муторной, финальной части, она смотрелась бы гораздо динамичнее. Впрочем, такая преграда всё равно не остановит любителей скрупулезного и оригинального авторского кино, а фанатов умницы Аны – тем более.
А уж если вы являетесь и тем, и другим, значит, на вашей улице сегодня и вовсе двойной праздник.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):