Вместе с появлением первых танков инженеры ведущих стран стали задумываться о противодействии тяжеловесным консервным банкам. Одной из таких разработок было противотанковое ружьё (ПТР), оно отличалось своей мобильностью, незаметностью и эффективностью, поэтому ещё за 2 года до начала ВОВ в СССР началась разработка ПТРов, однако в то время ружьё теряло своё преимущество, так как Германия обзавелась тяжёло бронированными танками, из-за чего производство ПТР заморозилось в пользу противотанковых орудий.
Но всё поменялось с началом войны
Оказалось, что полноценные орудия достаточно тяжело увозить в тыл во время отхода войск. В общем, достаточно много орудий в начале войны было утеряно, часть быстро уничтожалась, другая захватывалась врагом, а производство нарастить было невозможно, так как заводы работали над другой техникой. По этой причине советская армия вновь вернулась к ПТР.
За разработку взялось два гениальных конструктора:
1) Симонов - он разработал ПТР(С) за 22 дня! Оно имело магазин в 5 патронов и даже полуавтоматический режим.
2) Дегтярев - разработал однозарядное, максимально простое в производстве ружьё ПТР(Д). Оно и стало самым массовым, мы часто видели его в разных советских фильмах.
ПТРД было произведено 293 000 штук, тогда как ПТРС почти на половину меньше.
Под конец августа 1941 года первые ружья уже были доставлены на фронт. Минусы ружья остались неизменными - оно всё также имело низкое бронепробитие и вероятность травмировать стрелка из-за сильной отдачи. М. А. Булдаков вспоминал:
«Шестнадцать килограмм веса, чуть больше двух метров длины, заряжалось одним патроном. При стрельбе у него отдача очень сильная, поэтому и приходилось прижимать его к плечу посильнее. А если не прижимать, то и без плеча можно было остаться, откидывала здорово. Там, на затыльнике приклада был небольшой амортизатор, но он не спасал»
Ружьё было длинным, обслуживать его надо было вдвоём - стрелок и заряжающий, подающий патроны, однако при должной сноровке с ним можно было управится одному, с другой стороны оно было просто в обслуживании, производстве и освоении. Бронебойщику следовало только знать куда стрелять тому или иному танку. К слову, обычно стреляли по венцам ведущего колеса, бензобаку или в предположительное место нахождения боеукладки.
Кстати, бронебойщики также влияли на боевой дух солдат, которым было в разы спокойнее. Всё-таки танк - страшная и большая машина, солдаты самостоятельно вскрыть её могли разве что связкой гранат, но для этого надо было подползти под танк и закинуть связку сзади, а наличие бронебойщика увеличивало вероятность подбить танки на расстоянии.
А почему быть бронебойщиком значило идти на самоубийство?
Это была очень опасная работа, стоит ли говорить, что немцы просто ненавидели бронебойщиков почти так же, как снайперов? Как только немцы узнавали о наличии на поле боя бронебойщика, за ним сразу объявлялась охота.
А ещё надо учитывать, что бойцов из расчёта ПТР отправляли чуть ли не первыми в бой, ведь артиллерии и орудий часто не хватало, а танки как-то останавливать надо было. При чём, чтобы пробить танк следовало зайти ему в корму, только так и достигался какой-никакой результат, ценой жизней бронебойщиков...
ПТР наделали много проблем немцам. Приходилось дополнительно обвешивать танки экранами, а чуть позже у танков стала увеличиваться броня, появились тяжёлые танки, поэтому под конец войны расчёты ПТР переквалифицировались на подавление огневых точек и уничтожение слабобронированной техники.
Спасибо за прочтение статьи, надеюсь вы поддержите мой труд подпиской и отметкой нравится, а теперь перейдём к художественной части.
Они сражались за Родину Бондарчука
Фильм, в котором наглядно изображена тяжёлая и смертельная работа бронебойщика. Тяжёлый фильм без счастливого конца, кто не смотрел - обязательно ознакомьтесь.
Долетался, твою в гробину мать-то! Долетался... Вот так, Сашка, примерно надо их бить!
Пётр Лопахин
Глядите, сыны, какой туман стоит кругом. Таким же туманом черное горе висит над народом нашим. Это горе люди и ночью спят — не заспят, и днем через это горе белого света не видят. А мы с вами об этом должны помнить завсегда.
Старшина Поприщенко
Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах, и будет храниться до тех пор пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков.
Михаил Шолохов