Конец апреля, весна, прекрасная погода. Прибыл с проверкой начальник Главного управления силовых операций ФТС (ГУОСО Федеральной Таможенной Службы) России генерал-майор Ж.В. Поджарый. Служил до ФТС в Центре спецназначения. Спокойный, корректный, без генеральского бахвальства, он уже бывал у нас.
На ТС -100
планировался выход Туапсе Сочи для осмотра мест базирования морских подразделений ЮТУ (Южного Таможенного Управления), принятия участия в морских сборах, постановки задач, контрольных стрельб и т.д.
За месяц мы готовились, чистились красились, мылись. Купили для команды новую форму, подготовили сувенирную продукцию с символикой нашего судна, сделали красивые видео ролики. Камбуз само собой был во всеоружии. Сопровождал генерала помощник - маленький толстенький полковник, вся грудь в наградных колодках, ну, думаем, боевик, однако, оказалось, служил адъютантом у командующего в ГСВГ (Группа советских войск в Германии). Адъютантская закалка проявилась в нем на все 100: как он стелился перед генералом и надменно вел по отношению к нам - это надо было видеть. Я перед картой доложил об оперативной обстановке в зоне ответственности. Ничего не соображая в морских делах и терминах, он начал на меня орать:
- Ты покажи маневр, охват!
Я с трудом сдержался, слава богу полковник с полной выслугой и образованием бог не обидел, но промолчал. В Туапсе начальник таможни повез их в модный ресторан, а я отказался. По возвращении адъютант, довольно ковыряясь в зубах, сказал мне:
- Старик зря ты не поехал, обед был чудесный.
Я то знаю, как тяжело даются эти встречи, сами из своего кармана на рынке покупали камбалу-калкана, очень ее уважали москвичи. Да и дегустация в посёлке Мысхако недешевая. Притом ничего хорошего от начальства не ожидали,лишь бы не трогали.
Со скоростью 28 узлов подошли к Сочи, проверка реверсов перед швартовкой, самый малый ход 11 узлов. До причала 200 метров, скачок напряжения, пауза, все механизмы замолкли, и судно по инерции идет перпендикулярно к причалу. Страшный рык командира на механиков, и... есть реверс. Всё, красиво пришвартовались в самом центре Сочи. Даже сухопутные пассажиры из Москвы поняли, что то пошло не так! Я успокоил, мол обычные рабочие моменты.
Вскоре ГУОСО ФТС сократили, но, думаю, адъютант без теплого местечка не остался.
Игорь Соломонов. Редактировал Bond Voyage.
Комментарий Нинель Фоминой:
Игорь Соломонов, дело не в Москве, а в адъютантах. И в некоторых начальниках, которые не обязательно родом из столиц. И это замечено очень давно.
...С гусиным крапом на теле
От каторжного пути
Мечтаешь в политотделе
Приют и уют найти.
Но ты новичок. Профан ты.
Привыкни жить не спеша.
Пока найдешь коменданта,
Примерзнет к ребрам душа.
Он тянет вино из фляжки,
В поджарку упрятав нос.
Мусолит твои бумажки,
Лениво ведет допрос.
Утрет слюнявые губы,
Пыхнет дымком и потом,
Рыгнув перегаром грубо,
Пространство проткнет перстом.
И ты, ругаясь по-русски,
Послав его в те места.
Бежишь по селу впритруску
По азимуту перста.
Уж больше не ждешь ты чуда,
Не веришь, что мир хорош.
Сто изб обойдешь, покуда
Начальство свое найдешь.
"Смирись ты, судьба тупая!
Окончен страданьям срок!" -
Ты думаешь, переступая
Заветной избы порог.
Но тут встает величавый
(Лихач, сердцеед и франт!),
Умытый, побритый, прыщавый
Начальничий адъютант.
От власти своей в восторге,
Он басом на всех орет.
Начпроды и военторги
Суют ему яства в рот.
Хоть все ордена и медали
Звенят на твоей груди,
Смирись и к прыщавой швали
Почтительно подойди.
Снеси униженья молча,
Лизни в подходящий момент.
С волками воет по-волчьи
Ваш собственный корреспондент.
Что стал, от стыда сгорая,
Ломать себя нелегко?
Привыкнешь, дружок, до рая
Еще шагать далеко...
(А. Сурков, Певец во стане русских воинов, или Краткий отчет об очередной командировке вашего собственного корреспондента, 1943 г.). Печаталось в "Красной Звезде" и др. изданиях.
Ответ Игоря Соломонова:
Нинель Фомина,
1986 год, послали меня на слет наставников на неделю в Москву. Я там был самым молодым. Поступила команда прибыть на Комсомольскую площадь в ГУГТК (Главное управление государственного таможенного комитета) для встречи с новым руководителем. От обилия больших звезд в президиуме рябило в глазах. Нам рассказали о перспективах развития таможенной службы, выслушали вопросы от нас, мы были почти из всех таможен Советского Союза. Обратил внимание на молодого помощника носившего магнитофон для стенографирования.
1992 год, семинар кадровиков на базе Новороссийской таможни. Я, свежеиспеченный начальник пассажирского отдела организовываю морскую экскурсию по Цемесской бухте, шампанское Абрау, бутерброды, комсомольские песни. Опять вижу своего знакомого по Комсомольской площади, только звезд на погонах больше.
1996 год, поступаю в Таможенную Академию в Люберцах, зам по кадрам - мой знакомец, только полковник, а я все еще майор.
2000 годы, он - начальник Калининградской таможни, генерал-майор. Карьера неплохая.
Комментарий Нинель Фоминой:
Игорь Соломонов, ну, а Вы ждали чего-то иного? Ордена дают там, где их дают. К тому же неизвестно, чем вышеизложенный т. заплатил за карьеру. Есть, конечно, небрезгливые люди, но не все же... Все есть - счастья нет: очень часто бывает. Так что неизвестно, кому повезло.
Игорь Соломонов. Нинель Фомина. Редактировал Bond Voyage.
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для Вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
==========================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com
В центре повествования — офицер подводник Дмитрий Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте. Не раз ему грозила смертельная опасность, он оказался в плену у террористов, сражался с современными пиратами. Благодаря мужеству и природной смекалке он сумел преодолеть многие преграды и с честью вернулся на Родину, где встретил свою любовь и вступил на путь новых приключений.
===================================================