Найти тему
Загадки истории

Как стараниями маршала Жукова была спасена подлодка М-351 в 1957 году

Оглавление

Идея создания подводных лодок витала в воздухе еще с древних времен. Насколько я помню, у Леонардо да Винчи был некий проект. А в 16 веке в водах Темзы (Англия) была испытана первая вёсельная подводная лодка.

В годы Первой мировой войны в морях и океанах было уже 600 подводных лодок. Конечно, они были примитивными, не атомными, естественно. Но тем не менее они существовали. И воевали.

В истории была масса случаев, когда субмарины терпели бедствие. Об одном таком я хочу рассказать, опираясь на «Заметки на память» С.С. Колесникова – помощника командира той самой подлодки, о которой пойдет речь в статье.

Итак, 1957 год, 22 августа, где-то в Черном море.

Чрезвычайная ситуация

Подлодка М-351 была в то время довольно новой. Её сделали в Ленинграде в 1954 году. Командиром военного подводного судна был капитан 3-го ранга Белозеров. Помощником командира – капитан-лейтенант Сергей Колесников.

Интересный факт: спустя много-много лет знаменитой станет записка другого Колесникова – Дмитрия Романовича, который был командиром турбинного дивизиона движения на АПЛ «Курск».

Но судьбы у этих двух однофамильцев оказались разными.

Семиметровая подводная лодка М-351 в 1957 году вышла в море, чтобы отработать некоторые маневры. В частности, погружение и всплытие.

Во время одного из погружений и случилось ЧП. Подводная лодка начала крениться, корма пошла вниз. И субмарина воткнулась в грунт под углом примерно 45 градусов.

В некоторых источниках пишут, что лодка встала почти вертикально, но эта информация не соответствует действительности. Согласитесь, что 90 и 45 градусов – это серьезная разница.

В 6-й отсек стала быстро поступать вода. Она просочилась и в отсек 7-й, где попала на электрощит, чем вызвала возгорание.

Нужно отметить героизм моряков-подводников, которые не собирались сдаваться. Каким-то чудом им удалось потушить пожар. А потом началась операция по спасению. Её планировали и проводили сами моряки из экипажа М-351, потому что в море главное правило звучит так: спасение утопающих – это дело рук самих утопающих.

Моряки выяснили, что в первом отсеке исправно работают насосы, откачивающие воду. Командирами была поставлена задача: перемещать всю воду, попавшую внутрь подлодки, именно в этот первый отсек. Приходилось трудно. Необходимо было таскать соленую жидкость по наклонной плоскости – напомню, что подлодка находилась по отношению к грунту под углом в 45 градусов.

Кроме того, не хватало на всех тары, чтобы носить воду. Использовали, по воспоминаниям участников тех событий, даже пустые консервные банки. Хотя, может быть, это преувеличение.

Известно, что в подлодку залилось около 40 тонн воды. В первый день моряки вычерпали 10 тонн. Работали без отдыха.

Естественно, аварийный буй был отправлен на морскую поверхность. Но спасать моряков-подводников на суше не торопились.

Во-первых, своевременно не поступила информация о ЧП. Во-вторых, на море здорово испортилась погода. И командование Черноморского флота решило немного выждать.

-2

Роль Жукова

В заголовке написано про Георгия Константиновича. Нужно бы расставить все точки над i.

В 1955 году Георгий Константинович Жуков стал министром обороны Советского Союза. Естественно, ему доложили, что в Черном море на глубине более 80 метров находится советская подводная лодка. Жуков быстро связался с командованием Черноморского флота и, угрожая, приказал действовать чрезвычайно быстро.

Возможно, если бы спасательная операция затянулась, то моряки не смогли бы выжить. Ведь они быстро стали испытывать нехватку кислорода.

К лодке, после того как в дело вмешался Жуков, быстро выдвинулись спасатели. С первой попытки лодку не удалось поднять – оборвались тросы.

Специалисты боялись, что субмарина примет какое-нибудь непредсказуемое расположение под водой и её уже невозможно будет вытащить. Но Жуков настаивал, чтобы спасательные работы продолжали. С третьей попытки всё удалось сделать.

Водолазов, участвовавших в операции, наградили. А вот подводники, которые сами себя героически спасали на протяжении суток, оказались виноватыми.

Командование решило, будто это они что-то неправильно сделали во время эксплуатации субмарины.

На самом деле наиболее популярная и адекватная причина случившегося – это неисправность элементов шахты подачи воздуха к дизелям. Она, как считается, не вовремя захлопнулась, что и привело к ЧП.