1950 год известен тем, что тогда, летом, началась Гражданская война в Корее. Сражались Север и Юг, и, собственно, теперь мы прекрасно знаем о результатах, потому что существуют два корейских государства. КНДР – Корейская Народно-Демократическая Республика и Южная Корея.
На севере той еще единой страны хотели строить коммунизм. А на юге – общество «западного типа» со всеми правами и свободами, рыночной экономикой и тому подобным.
США и СССР находились уже к тому времени в состоянии Холодной войны. Поэтому мировые лидеры поддержали тех, кто им был близок по духу. То есть Советский Союз поддержал Север, а американцы – корейский Юг.
Ожидать можно было всякого. Поэтому в СССР приняли решение укрепить Дальневосточную военную группировку. Абсолютно правильное решение, нужно заметить.
821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии получил приказ передислоцироваться. Для него подготовили аэродром Тихоокеанского флота в районе населенного пункта Сухая Речка. 7 октября поступил приказ о передислокации. А 8 октября все самолеты уже были на месте.
Любопытная деталь: боевые машины были не советские. Летчики полка летали на американских истребителях, полученных еще по ленд-лизу.
А в 16 часов того же дня случилось происшествие, которого никто не ожидал.
Атака
Дело шло к вечеру, когда из-за сопок появились два американских самолета и атаковали советский аэродром. Несколько наших машин получили повреждения, один самолет был уничтожен.
Официально никогда не сообщалось о потерях среди личного состава. Но местные краеведы говорят, что в Хасановском районе Приморского края есть любопытная братская могила. Там указано, что погребены летчики, которые в 1950 году отражали американскую атаку. Даже если просто логически мыслить, то можно прийти к выводу: скорее всего, без людских потерь не обошлось, к сожалению.
Американскому послу была вручена нота протеста. Неделю в СССР ждали ответа.
Нужно отметить, что американцы поступили правильно. Они признали свою вину. Президент Трумэн даже обращался по этому поводу в ООН.
В общем, стороны договорились о том, что не будут раздувать конфликт.
Здесь хочу немного отступить в сторону, потому как ситуация была очень интересной. СССР и США не готовы были открыто воевать друг с другом. Это четко показывает реакция Трумэна, который мало того что обратился в ООН, еще и обещал наказать виновных за такую чудовищную ошибку. С другой стороны, указанные две страны активно помогали сторонам Гражданской войны в Корее.
Причины
Самый интересный вопрос.
Как вы, наверное, поняли, американцы заявили, что их пилоты совершили серьезную ошибку. Летчики поясняли, что они просто заблудились в воздухе.
Якобы видимость была плохой. Пилоты совершенно случайно вышли к советскому аэродрому – следили за военной машиной. Горючего оставалось мало. Американские летчики, считая, что оказались рядом с базой Чхонжин, решили атаковать цели.
Красивая версия. Однако есть в ней вещи, которые плохо стыкуются с той реальностью. О таких вещах говорил генерал-лейтенант Георгий Лобов, который командовал в то время 64-м авиационным корпусом.
Военачальник заявлял, что видимость в тот день была прекрасная, во-первых. Во-вторых, местность у Сухой Речки совсем уж непохожа на ту, которая была у базы Чхонжин. Американские пилоты признались, что ошибку осознали только после атаки, когда обнаружили рядом с советским аэродромом некий неизвестный остров. Но профессионалы должны были сразу заподозрить неладное. Ведь, по словам Лобова, все пилоты перед вылетом изучают карты.
Родилась другая версия:
предположительно, американцы устроили провокацию, чтобы Советский Союз оказался в полнейшей изоляции. Такие попытки уже были к тому времени.
Например, в июне 1950 года южнокорейскими бойцами был обстрелян советский корабль «Пластун». Тогда погиб капитан Колесников.
А 4 сентября неизвестный эсминец направился к границам СССР. Для прояснения ситуации к кораблю был отправлен наш самолет-разведчик, который столкнулся с 11-ю американскими истребителями. Экипаж советского самолета не вернулся на базу.
Если это была очередная провокация, то возникает вопрос: почему же Трумэн назвал произошедшее ошибкой и просил простить Америку?
Это загадка истории, на которую у меня нет ответа.
Могу предположить лишь одно: в США своевременно осознали, что вступать в прямую войну с Советским Союзом не стоит. Себе дороже.