Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев действительно на самолетах летал только в случае крайней необходимости. В основном он передвигался на поезде.
О том, какой это был состав, какой у Брежнева был вагон – еще расскажу в статье.
Также разберем причину, по которой Леонид Ильич самолетов избегал.
Начать же стоит с того, какие поезда и вагоны были у правителей в нашей стране до Брежнева. Ведь на поездах отечественные главы государства перемещались с 19 века.
И первым это начал делать Николай Первый Павлович.
«Ретроград»
Именно так называли противники режима царя Николая Первого. Было у него, как известно, прозвище Николай Палкин.
Однако этот самый «ретроград» продемонстрировал свою прогрессивность, когда распорядился подготовить для него спецвагон для поездок по России.
В 1836 году был построен такой вагон – четырехосный. Естественно, он был богато отделан, красиво украшен. По бокам вагона имелись широкие платформы. На одну из них император выходил во время той или иной остановки, чтобы поприветствовать народ. Над окнами вагона располагались золотые двуглавые орлы.
В 1851 году был построен императорский «литерный» состав. Вагон Николая Первого был 36 метров в длину. Весь состав состоял из 15 вагонов.
Отец и сын
Александр Третий любил ездить в поезде. Однако иногда такие путешествия были неудачными. Можно вспомнить крушение царского состава, когда императору пришлось на своих плечах держать крышку вагона, чтобы из-под неё выбрались члены семьи. Часто историки пишут, что именно это подорвало здоровье Александра Александровича.
После того, как в 1889 году под Харьковом литерный потерпел крушение, император распорядился на Александровском заводе изготовить новый состав. Естественно, распоряжение главы государства было выполнено. Какое-то время на этом поезде еще ездил Александр Третий. Затем состав перешел по наследству императору Николаю Второму.
Сын использовал состав, созданный по распоряжению отца, до 1905 года. А потом у Николая появились свои литерные. Причем на одном из поездов он отправлялся на короткие расстояния. На другом уезжал далеко – ездил по стране.
Интересно, что Николай Второй давал распоряжения о создании поездов-двойников – чтобы враги не могли догадаться, в каком именно составе едет император.
В вагоне литерного, напомню, Николай Александрович подписал отречение от российского престола.
Большевики
Многие из них тоже любили разъезжать в литерных поездах. Например, Лев Давидович Троцкий почти два года провел в вагоне. Конечно, он там не сидел безвылазно. Однако Троцкий ездил по большой стране, выступал перед народом, наводил порядок и так далее.
Свои поезда были у таких известных военачальников, как Тухачевский, Фрунзе, Буденный. Да, Семен Михайлович не только на лошадях передвигался.
Сталин
Литерный поезд был и у Иосифа Виссарионовича. На нем Сталин, например, ездил до аэродрома в Баку, чтобы отправиться на Тегеранскую конференцию. На поезде Сталин ездил в Ялту и даже в Потсдам. Там интересно: пришлось в срочном порядке строить железнодорожную ветку от границы СССР до указанного города. Протяженность её составила 828 км. Приличное расстояние.
Сталинский вагон № 501 весил 80 тонн, потому как был бронированным.
Хрущев
У Никиты Сергеевича тоже был свой спецпоезд. На нем Хрущев ездил в Крым, на Кавказ и Вену, чтобы встретиться с Джоном Кеннеди. Но Никита Сергеевич спокойно летал на самолетах. Леонид Ильич Брежнев – нет.
Почему генсек предпочитал поезда
Добрались мы до Брежнева. Неправдой будет информация о том, что он на самолетах не летал. Бывало. Однако Леонид Ильич предпочитал поезда.
Сражу же в голове возникает мысль о наиболее вероятной причине такого выбора транспорта: наверное, Брежнев боялся летать. Нет, это неправильная версия.
Дело в том, что у Леонида Ильича была гипертония – повышенное давление. Врачи не рекомендовали генсеку летать. И, кажется, Брежнев не так уж сильно расстроился. На Ленинградском заводе для него создали состав. Вагон генсека был бронированным и имел массу 100 тонн. Внутри создали все условия для работы и отдыха. В вагоне было два просторных купе. Имелось помещение для встреч и переговоров. Между купе удалось разместить «отсек» с ванной. Шикарно.
В 1978 году Леонид Ильич поехал по стране, добрался до Владивостока. Это, думаю, делает ему честь. Стоит уважать правителей, которые видели, чем они владеют, вживую. Нужно хоть раз в жизни посмотреть свою страну целиком.
Состав тянули за собой два электровоза, сделанных в Чехословакии.
Брежнев садился на поезд на станции Москва-Каланчевская. Никто никогда не видел, как до неё добирался генсек. Поэтому по Москве пошли слухи, что от Кремля проложен подземный туннель. Это еще одна загадка истории.