Найти в Дзене
Загадки истории

На каких направлениях Красная армия атаковала в первый день Великой Отечественной

Когда речь заходит про первый день Великой Отечественной войны, то обычно вспоминают Брестскую крепость – тот участок, где гитлеровцы создали свой железный кулак, которым хотели разнести в пух и прах оборону Советского Союза.

И, по логике, наши войска везде должны были обороняться, сдерживать мощно наступающего неприятеля.

Однако штука была в том, что воинские уставы РККА и наработки командиров не предусматривали пассивной обороны. Это значит, что Красная армия не могла засесть по крепостям, оборонительным сооружениям, окопам и сдерживать гитлеровцев, пока те не выдохнутся. Бойцам всегда предписывали: отразив атаки, переходить в контрнаступление.

Это вполне разумное требование было. Нельзя же всё время сидеть в осаде, особенно когда речь идет об обороне родных земель.

Допустим, немцы взяли Харьков. И что нашим нужно было делать? Организовывать «бетонную стену» под Белгородом и ждать, когда гитлеровцы уберутся в Германию? Контратаки нужны были. Другое дело, что в первый день Великой Отечественной их проведение не везде было возможно.

И все же бойцы Красной армии на некоторых участках контратаковали с разной степенью успешности.

Вечером 22 июня 1941 года Иосиф Сталин, министр обороны Тимошенко, начальник Генштаба Жуков подготовили директиву за номером три, согласно которой бойцы РККА должны были, удержав свои позиции, перейти в контрнаступление.

Выполнять указанную директиву было обязательно. Но у РККА не очень получалось. Удавалось лишь наносить разрозненные удары в районе городов Гродно, Кобрин, а также на территории Западной Украины.

На территории УССР, кстати говоря, бойцы РККА действовали наиболее успешно. Там удавалось держать оборону, время от времени переходя в контратаки, до 29 июня. Гитлеровцы были вынуждены ударить массой танков. Советские войска ответили тем же. Именно на Западной Украине состоялось одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной. На всякий случай отмечу, что битва на Прохоровском поле – вне конкуренции, естественно.

Было кое-что и кроме разрозненных ударов, о которых я написала.

Действия войск Западного и Юго-западного фронтов

Не было необходимости иметь талант великого полководца, чтобы понять, что гитлеровцы пробивали «кулаком» оборону Красной армии. А это значило, что они скопили огромные свои силы лишь на некоторых участках.

Советские военачальники придумали абсолютно логичный план:

1. Ударить по флангам сил Вермахта.

2. Попробовать окружить немецкие войска.

Придумали – приступили к реализации.

На Западном фронте ответственную задачу возложили на 8-ю стрелковую дивизию под командованием полковника Николая Фомина. Бойцы Красной армии расположились на Осовецком укрепрайоне – в Белостокском выступе государственной границы.

Фомин умело командовал своими войсками, которые быстро перешли в контрнаступление, вошли на территорию Восточной Пруссии.

Бойцы были готовы и дальше атаковать. Однако линию фронта нужно было выравнивать, иначе бы возникла угроза окружения уже 8-й стрелковой. Фомин приказал организовывать единый фронт с другими подразделениями 10-й армии.

В 8-й стрелковой дивизии служили отважные бойцы. Они пережили немецкий авианалет 22 июня, затем удары гитлеровской артиллерии. Увы, но позже дивизия Фомина оказалась в Белостокском котле, из которого мало кто выбрался. А командир и вовсе пропал без вести.

На Юго-западном фронте проявила себя 99-я стрелковая дивизия. Она действовала в районе Перемышля. До войны дивизией командовал генерал-предатель Андрей Власов. Тогда он, естественно, никаким предателем еще не был. Наоборот, Власову за порядок в подразделении вручили орден Боевого Красного Знамени.

22 июня 1941 года командиром 99-й стрелковой был полковник Николай Дементьев.

-2

Бойцы РККА под командованием этого военачальника освободили от гитлеровцев весь Перемышль, продвинулись вперед на 5 – 8 километров и сдерживали немецкий натиск. Только 27 июня 99-я стрелковая стала отступать. С ней было всё в порядке, но поступил приказ отступать, который касался всего Юго-западного фронта.

С 22 июня 1941 года на Румынию наступали наши бойцы на Южном фронте. Командовал войсками генерал армии Тюленев.

В планах было, используя авиацию, Черноморский флот и силы Южного фронта, быстренько принудить союзника Германии к миру.

Не получилось. Немцы вступились за румын. Возможно, что наши войска бы выстояли, но генерал Тюленев преувеличил силы противника, передал недостоверную информацию в Москву. Там же ему приказали отступать.

Так что и в первый день войны наши бойцы наступали на некоторых участках.