Глядя на альбомы-новинки последнего месяца, кажется, что динозавры так и не вымерли. По крайней мере, в рок-музыке. Кто-то посмотрит и брезгливо назовет это геронтологическим паноптикумом, кто-то радостно воскликнет: «Вечная классика бессмертна!» Правы будут и те, и другие. Главное ориентироваться не на имена, а на музыку. Она точно переживет любого динозавра.
The Mars Volta — The Mars Volta
Думал, что эти ребята уже достаточно попутали тебе мозги? А вот ни фига! Лови их поп-альбом.
Не стоит недооценивать способность The Mars Volta удивлять даже своих самых ярых фанатов. Со времен своей самой первой группы At The Drive-In Седрик Бикслер-Завала и Омар Родригес-Лопес всегда оставались музыкальными хамелеонами, с легкостью переходя от мудреного яростного хардкор-панка к взрывному прог-року, джазу, альтернативному року и даже латиноамериканским битам. И теперь, оставив позади целое десятилетие и недолгий раскол в группе после их последнего альбома Noctourniquet, они неожиданно смело ринулись в сторону поп-музыки, а их безымянная новая пластинка приземлилась аккурат между гладким, обутым в сандалии яхт-роком и изящным R&B.
В основе всего этого лежит тьма. Группа прекратила свое существование в 2013 году после того, как Бикслер-Завала присоединился к Церкви Саентологии якобы для того, чтобы попытаться справиться с пагубным пристрастием к травке. Опыт получился неудачным, и с тех пор он открыто критикует организацию — не в последнюю очередь потому, что его жена, актриса Крисси Карнелл была среди тех ее членов, которые обвинили в изнасиловании коллегу-саентолога Дэнни Мастерсона (ее бывший партнер по сериалу «Шоу 70-х» и «любовник на пару разков», который отрицает все обвинения).
Ярость оказавшегося по этой причине в адски затруднительном положении Бикслер-Завалы очевидна на протяжении всего диска. «Чернейшим светом воссияю я, и негодяй на четвереньках уползет» // ‘I’ll shine the blackest light, to the culprit on all fours’, — поет он в Blacklight Shine. В прошлом это мнение было бы подкреплено непроницаемой стеной музыкального шума. Здесь же оно положено на фанк-основу, достойную Hall & Oates, и поддерживается изящной перкуссией, достойной гремучей змеи. Возможно, впервые в музыке The Mars Volta голос Бикслера-Завалы занимает центральное место, а гитарные фейерверки Родригеса-Лопеса отходят на второй план в пользу более тонкого инструментала. В первую очередь, это заметно в Shire Story: лунный взгляд на R&B, немного позаимствованный у Принца — романтично, даже сексуально и совершенно ново для них.
На другой чаше весов — доводящая до полуобморока поп-музыка 80-х в треке Vigil, латиноамериканский соул Qué Dios De Maldiga Mí Corazón и тяжелое регги Equus 3. Эти композиции демонстрируют, что группа готова на возможное и невозможное, чтобы порадовать свое эстетическое эго, и не так уж важно, чего ожидает от них привычная аудитория. Даже No Case Gain, где вокал, как в старые добрые времена, колюч и резок, ощутимо смягчена атмосферной музыкальной основой, которая предполагает наличие искренней симпатии к ранним Talk Talk.
Со вкусом здесь полный порядок. Где группа когда-то неслась вскачь, теперь она движется рысью, тщательно выбирая, куда поставить ногу при очередном шаге. И пусть весь мир подождет! Закоренелые поклонники странных вещей в исполнении The Mars Volta воспримут перемену в штыки, и трудно представить, чтобы этот дуэт звуковых авантюристов отнесся к этому наплевательски. Но это очевидно правильная музыка на данном этапе их эволюции. Приятно осознавать, что они все еще способны заставлять нас теряться в догадках.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊
Эмма Джонстон
Smith/Kotzen — Better Days… And Nights
Гитаристы Iron Maiden и Mr. Big прогуливаются по переулку воспоминаний в сторону эпохи расцвета блюз-рока.
Для легендарного гитариста Iron Maiden Адриана Смита и повелителя шестиструнок из Mr. Big / Winery Dogs Ричи Котцена дуэт Smith/Kotzen — нечто вроде отпуска, проведенного в рабочем офисе. Однако нельзя отрицать, что в этом сайд-проекте с легким привкусом блюз-рока их страсть к музыке разгорелась с новой силой. Новый релиз тандема представляет собой комбинацию мини-альбома Better Days и концертных записей с гастролей этого года. Альбом стилистически отсылает нас к Лондону конца 60-х, где рок еще не был жестким и не успел начать мутировать в хэви-метал, сплевывая оттенки Deep Purple (ну или скорее In Rock и Fireball… впрочем, мы отвлеклись). На Better Days Смит и Котцен с первых до последних тактов выдают качественный продукт, но по-настоящему магия сдвоенного таланта начинает ощущаться на концертных версиях Got A Hold On Me и You Don't Know Me. Музыка здесь звучит более ярко и живо, чем на студийной записи, шестиструнное волшебство становится заметно невооруженным взглядом, а голос Котцена приобретает хрипловатый оттенок — нечто среднее между Дэвидом Ковердейлом и Крисом Корнеллом.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊
Рич Хобсон
Billy Idol — The Cage EP
Лучший из поп-рокеров снова заводит свой мотор.
С момента выхода в 2014 году альбома-камбэка и автобиографической книги буйный дедушка Билли не очень уж часто вылезал из своей смирительной рубашки. Но новый, состоящий всего из четырех треков EP хорош по всем меркам. Как и на прошлогоднем диске музыканта The Roadside, мы снова слышим сделанный с оптической точностью поп-рок, звучащий, быть может, чуть тяжелее, чем это нужно дискотечной публике. Каждая из этих компактных и запоминающихся композиций наполнена энергией и обезоруживающим пониманием того, как именно должен звучать трек Билли Айдола — отчасти мультяшно, отчасти хрипловато и похабно. С помощью Стива Стивенса — соавтора песен и человека, отвечающего за драйв в музыке — Айдол буквально прыгает выше головы. Тем более, что качество сочинительства здесь тоже на солидном уровне. Заглавный трек не по-детски бодрит каждым гитарным аккордом, Running From The Ghost поднимает тему персональных демонов Айдола, но делает это, скорее, подмигивая публике, чем упиваясь собственным несчастьем. Rebel Like You — это в чистом виде самоцитирование, но остроумное и живое, в то время как в Miss Nobody певец использует приемчики, отдаленно напоминающие рэп, и далее без зазрения совести движется куда-то в направлении дискотечной I Was Made For Lovin’ You по тропе, протоптанной Kiss. Хотим еще! Еще! Еще!
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊
Крис Робертс
Roger Taylor — The Outsider Tour Live
Зажигательный сольный концерт барабанщика Queen.
В октябре 2021 года барабанщик Queen «совершенно интимным» (по его меркам его прежней группы) туром по Великобритании подтвердил, что он больше, чем просто один из массовки Фредди Меркьюри. Помог Роджеру Тэйлору материал его нового — старомодного и злободневного одновременно — альбома The Outsider, который создавался в эпоху локдауна, а в ходе гастролей будто вдохнул в себя свежего воздуха и человеческого тепла. Эти концерты также напомнили восторженной публике о значении личного вклада Тэйлора в творчество Queen. Он умело развлекал поклонников своими композициями Radio Ga Ga (синхронно хлопающий в ладоши зал дорогого стоит), Tenement Funster, These Are The Days Of Our Lives и I'm In Love With My Car, перед началом которой он шутит: «Этот долбаный фильм «Богемская пародия» просто ухайдокал эту песню… да ладно, х.. с ними». Смелая попытка замахнуться на Under Pressure вызывает неподдельный восторг публики, а когда (на лондонском концерте) к музыкантам присоединяется Брайан Мэй для исполнения Tutti Frutti и A Kind Of Magic, шум толпы просто зашкаливает. Этот концертник посвящен памяти Тэйлора Хоукинса и документирует собой блестящий триумф ударника Queen, который сохранил богатство оттенков голоса и характер кислого лимона.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊
Крис Робертс
Brian Eno — ForeverAndEverNoMore
Крестный отец эмбиента выпускает редкий для себя вокальный альбом, полный теплых эмоций и апокалиптической тоски.
На своем наипоследнейшем сольном альбоме этот яйцеголовый профессор-ветеран концептуального арт-попа впервые за последние 17 лет демонстрирует умение мурлыкать песенки. И надо же! Его голос, как хороший сыр, с годами стал только лучше. Как следует из названия, альбом ForeverAndEverNoMore застал 74-летнего Брайана Ино за размышлениями о финальных вещах, в основном о возможном конце человечества из-за климатической катастрофы, и он пытается использовать всю эмоциональную силу музыки, чтобы предотвратить неизбежную катастрофу. There Were Bells и Garden Of Stars — это винтажный Ино позднего периода с пышными электро-пасторальными гимнами, наслоениями птичьего щебетания, глубокими вздохами и григорианскими напевами. Возможно, самым приятным сюрпризом для слушателя здесь станут несколько самых что ни на есть традиционных песен, которые когда-либо записывал Ино на сольных альбомах. Sherry — задумчивая джазовая баллада, пронизанная люминесцентными флойдовскими гитарными партиями, а These Small Noises — великолепная колыбельная, где на рябь аккордов электрического пианино наложены трогательные женские голоса. Почти инструментальный финал альбома Making Gardens Out Of Silence может стать обновленной для XXI века версией тех оригинальных паттернов эмбиентного звука, которые они вместе с Дэвидом Боуи заложили в Heroes много лет назад. А это, надо сказать, довольно высокая планка. К нашему счастью, несмотря на все эти старческие размышления, от которых отдает пафосом государственных мужей, Ино не растерял дух экспериментаторства.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪♪◊◊
Стивен Далтон
Hugh Cornwell — Moments Of Madness
Аста ла паста.
Единственная неизменная особенность альбомов Хью Корнуэлла заключается в том, что они никогда не бывают скучными. Все потому, что он не любит повторяться, его тексты наблюдательны, а вокальный стиль прост, но эффективен. Фишка десятого сольного альбома Корнуэлла — в том, что он сам играет на всех инструментах, и это придает диску некую атмосферу ретро. Впрочем, такой подход также лишний раз доказывает, что нельзя обойтись без настоящего барабанщика, даже если вы совсем не хотите, чтобы он занимал место в вашем гастрольном автобусе. В открывающем пластинку треке Coming Out Of The Wilderness и в When I Was A Young Man находится место автобиографическим штрихам, а в Iwannahideinsideaya и Heartbreak At Seven Корнуэлл становится очень близким и домашним, и с трудом сдерживает эмоции. Отметим также заглавный трек, который приветствует окончание локдауна всплеском солнечного регги, посвященную татуировкам Red Rose и Lasagna, восхваляющую кулинарные способности каких-то итальянских друзей музыканта в Мехико.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊
Хью Филдер
Simple Minds — Direction Of The Heart
Ветераны шотландского стадионного рока продолжают свое восхождение на закате.
Принято считать, что в середине 80-х Simple Minds заключили сделку с дьяволом, сумев выменять свой устремленный далеко в будущее потенциал в пост-панке на гарантированный куш в виде искусственно раздутого успеха у стадионной публики. Пусть гипотеза недалека от истины, но надо признать: за последнее десятилетие Джим Керр и Чарли Берчилл смогли осуществить творческий камбэк весьма респектабельным образом. Для этого им достаточно было всего лишь заново взглянуть на свое раннее синти-роковое звучание через призму прожитых лет. Как результат — попадание в альбомные Топ-10 разных стран и в целом благосклонные рецензии на последние творения группы. Direction Of The Heart продолжает эту восходящую траекторию безмятежно гладкими и приторно блестящими гитарными гимнами, такими как First You Jump и спетый хриплым голосом проникновенный Planet Zero. Чтобы и дальше смотреть вперед, Керр и Берчилл оглянулись назад и переперли свой неуклюжий фанк-роковый номер 1978 года Act Of Love на новый лад. Воодушевляющим кавером на The Walls Came Down 1983 года они отдают дань уважения ушедшему в мир иной Майклу Бину из группы The Call, в ранние годы выступавшей у них на разогреве. Несмотря на то что большинство треков на новой пластинке можно безболезненно проигнорировать, трудно не впасть в ностальгию и не влюбиться в находящихся на финальном этапе карьеры Simple Minds, этих старейшин от музыкального бизнеса, которым уже нечего доказывать.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪◊◊◊◊
Стивен Далтон
Jean-Michel Jarre — Oxymore
Посмертный совместный проект двух известных музыкантов принес неоднозначные результаты.
Реализация широко обсуждаемого совместного проекта Жана-Мишеля Жарра с пионером конкретной музыки Пьером Анри была прервана смертью последнего в 2017 году. О проекте можно было бы просто забыть, если бы вдова Анри не решила отдать композитору-новатору в области электроники демо-записи, сделанные ее покойным мужем в рамках подготовки к планировавшемуся концерту. Увы, Oxymore получился альбомом, который задает больше вопросов, чем дает ответов, главным из которых остаются рассуждения о том, как бы звучал этот диск, если бы Анри был жив. Вместо того, чтобы использовать сочиненные соавтором отрывки в качестве основы для нового материала, Жарр решил по большей части использовать их в качестве семплов, встроенных в его собственные композиции. В заглавном треке и мощном Brutalism явно ощущается, что Oxymore застрял где-то в 90-х, и никак не похож на работу двух первопроходцев. Свежестью отдает только динамичная Epica, во время которой прямо-таки тянет вскидывать кулаки в воздух.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪◊◊◊◊
Юлиан Марщалек
Massive Wagons — Triggered!
Бродяги из Ланкастера снова потешают почтенную публику.
Если есть на свете группа, которая полна решимости одной ногой стоять на сцене в пабе, а другой — перед огромными мониторами на стадионе «Уэмбли» (если не в физическом смысле, то хотя бы в ментальном), то это наши пацаны из Ланкастера. При таком подходе к делу удерживать баланс нелегко, но, пошатываясь то в одну, то в другую сторону, они постепенно занимают в британском роке нишу, в которой еще недавно их было трудно представить.
На шестом альбоме Massive Wagons показывают, что они все еще продолжают работать над собственной формулой успеха. И для группы, которая гордится тем, что способна устроить в высшей степени веселую ночь, они не боятся затронуть текущую новостную повестку или сделать пару веских замечаний о поп-культуре, которая чересчур стремительно бурлит вокруг них.
«Я стараюсь в песнях матом не ругаться … так что, хейтеры, идите на х…» // ‘I try not to swear in our songs… fuck the haters’, — звучит в бессмертном припеве открывающего пластинку трека, чтобы подчеркнуть смвсл чуть менее агрессивных куплетов песни, рассказывающей про онлайн-троллинг и интернет-травлю всех мастей.
Так что да, эти ребята по-прежнему хотят рок-н-роллить всю ночь. Но в текстах песен они ныряют куда-то глубже обычных ежедневных вечеринок. No Friend Of Mine копается в до смешного скоротечных отношениях, завязывающихся в соцсетях. Generation Prime поддевает самоуверенных, богатых сверстников, ожидающих, что весь мир окажется у их порога благодаря службе экспресс-доставки, а заглавный трек наносит удар по нетерпимости защитников традиционной культуры, которые звереют еще больше, когда подвергаются стремительной атаке мужчин, облаченных в спандекс.
Все это не лишено юмора, но, возможно, в ущерб музыкальной репутации группы. Их способность заставить The Darkness звучать как [считавшаяся в 1977 году самой радикальной в Британии панк-группа — прим. переводчика] Crass несомненно приведет к тому, что им навечно навесят ярлык «группа шутов». Но даже в таком случае их песни вроде A.S.S.H.O.L.E. все равно будут иметь гораздо более мощный резонанс, чем любой изысканный трактат о социальных нравах с тем же смысловым посылом. Потому что, иногда умение заставить людей дружно скандировать, вскидывая кулаки в воздух, помогает выиграть битву за сердца и умы.
Может быть, из-за своего очень британского, панковского, то есть неприхотливого, отношения к музыке Massive Wagons никогда не доедут до уровня многотысячных арен, для которых, кажется, как будто специально написаны песни группы. Но мы с удовольствием займем местечко в их фургоне, который движется в этом направлении.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪♪◊◊
Джонни Шарп
Joe Lynn Turner — Belly Of The Beast
Новая жизнь ДЛТ лучше прежней.
Фронтмена-ветерана Джо Линна Тернера часто называли перебежчиком, что, как мы полагаем, абсолютно не соответствует действительности. Потому что при всем многообразии групп и сольных артистов, с которыми пел ДЛТ — от Rainbow и Ингви Мальмстина до Mother Earth и Rated X — в Journey ему все-таки попасть не удалось.
…Надо признаться, что мы написали это вступление еще до того, как послушали Belly Of The Beast, и теперь вынуждены извиниться за его шутливый тон. Никаких шуток. Это очень серьезный альбом, и не только в плане музыки и текстов.
Накануне выхода пластинки Тернер наконец решил смиренно принять тот факт, что страдает от выпадения волос, болезни, известной как алопеция. Он отправил все свои парики в мусорное ведро. И, боже мой, разве он не выглядит прекрасно на рекламных постерах нового альбома? Помесь [британского актера и солиста группы Right Said Fred] Ричарда Фэйрбрасса и Носферату с легким намеком на Марка Алмонда, добавленного по вкусу. Так держать, Джо!
Что касается самого альбома, то он проделал путь длиной в целую галактику, чтобы уйти от всех своих предшественников. Мягкий и любвеобильный Тернер, который когда-то в песне Rainbow I Surrender пел «Пожалуйста, будь нежней» // ‘Please be tender’, теперь оказался в совершенно другом пространственно-временном континууме. Происходящее выглядит так будто альбом был записан злым двойником Тернера.
Заслугу в этом следует приписать шведскому продюсеру и композитору Питеру Тэгтгрену (Hypocrisy, Pain, Lindemann), который, вероятно, нашел правильную формулу превращения Тернера в порождение ада, чей вокал извлекается миндалинами, будто созданными из мелкой наждачки. («Я просто старался сделать его грязным, брутальным и металлическим», — пожимает плечами Джо в пресс-релизе.) Под явным влиянием пульсирующего индастриала своего главного детища — группы Pain — на Belly Of The Beast Тэгтгрену удалось поднять приливную волну огромной силы, которую дополнительно усиливает зловещий саундтрек британского научно-фантастического сериала 60-х «Космический патруль».
Тернер явно наслаждается своей вновь обретенной ролью предвестника гибели и разрушений, поэтому тексты песен могут посоперничать с Judas Priestв номинации «Апокалипсис». Взять, например, такое: «Пентаграммы власти, вотчины темноты / Нас поглотили разврат и болезни» // ‘Pentagrams of power, dark principalities / We have been devoured, by corruption and disease’. У Роба Хэлфорда, должно быть, уже нервно дрожат пальцы ног, спрятанные в сапоги с серебряными заклепками.
Ярких моментов на альбоме очень много. Black Sun — мрачная и злая в духе Rammstein. Rise Up гневно выступает против порабощения человечества политиками, военачальниками и им подобными. А Tears Of Blood, в которой поется о распятии Христа, вообще демонстрируют Тернера на пике вокальной формы. Он выкрикивает слова: «Поцелуй меня словно Иуда» // ‘Give me a kiss like Judas’, а затем сиплым шепотом повторяет: «Целуй меня…» // ‘Give me a kiss…’ Леденящий кровь, волнующий, выдающийся диск.
В следующем месяце Джо Линн Тернер появится на обложке журнала Metal Hammer. Ну чем не славное начало нового этапа карьеры?
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪♪◊◊
Джефф Бартон