Найти тему
Пограничный контроль

Когда уходит зло

Сколько живу, меня всегда поражало, как быстро, даже по человеческим, а не историческим меркам, имеет свойство восстанавливаться все живое, едва его отпустят на свободу и перестанут проявлять к нему агрессию и насилие. Все происходит буквально, как в той песне Виктора Цоя: «Через час она просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива и согрета лучами звезды по имени Солнце».

Всего только и нужно – перестать терзать эту землю и оставить ее в покое под этим теплым солнцем. Она сама залечит свои раны, и сама снова зацветет, снова начнет приносить плоды. Вы видели, наверное, эти известные фотографии заброшенных городов, густо оплетенных зеленью? Это ведь просто поразительно – как быстро природа возвращает себе свое, даже, казалось бы, уже безнадежно потерянное и разрушенное. Где-то читала, что в Мировом океане даже моллюски появились, способные разлагать весь этот бесконечно загрязняющий наши моря пластик – это ли не настоящее чудо природы и лучшее подтверждение ее способности восстанавливаться после разрушений?

barcaffe.ru
barcaffe.ru

К сожалению, человеку свою психику так быстро восстанавливать не получается – даже когда агрессия прекращается и перестает разрушительным образом действовать на человека, его психика может еще долго «переваривать» это зло и превращать его в токсины, уже сами по себе отравляющие жизнь человека – травмы, комплексы, личностные расстройства. Человеческая психика трудно и тяжело расстается со злом, трудно заживляет нанесенные ей раны, с большим трудом удерживается или совсем не удерживается от того, чтобы саму себя не превратить в оружие зла.

Почему так происходит? Возможно, потому, что человеческая психика слишком хрупка и не обладает такими возможностями саморегенерации, как другие формы живой природы. И это объяснимо – ведь человеческая психика, как явление, едва ли не самое молодое и юное, что в этой природе существует. Уж точно моложе фотосинтеза и почкования, и сильно намного. По меркам истории, еще совсем недавно человек выдумывал всяких привидений, духов и фей, чтобы объяснить себе существующее в человеческой натуре иррациональное зло, а до психоанализа так и вовсе додумался только вчера или даже сегодня утром. Что уж и говорить про психологическую реабилитацию после насилия и агрессии, особенно длительной – этим человечество только вот-вот начало всерьез заниматься.

Тем не менее, мне кажется, я даже уверена, что адаптивных и регенерационных возможностей у человеческой психики не меньше, чем у более старых форм живой природы. Их только нужно постоянно развивать, способствовать росту их целительных свойств. Нужно поощрять все новые появляющиеся сейчас формы этой самой психологической реабилитации, какими бы странными и несвоевременными они не казались, нужно учить техникам такой реабилитации с ранних лет. И все это – помимо базовых знаний о добре и зле, нравственности и этике, не вместо них, а в дополнение к ним.

Если ребенок уже в более или менее сознательном возрасте будет знать и понимать, что к нему применяется агрессия, и будет владеть даже самыми примитивными техниками психологической реабилитации, ему будет гораздо проще, чем необученным ровесникам, преодолеть это зло и не дать ему разрастись в самом себе. Купирование зла на этом этапе просто прервет бесконечную череду насилия в человеческих взаимоотношениях и даст возможность людям просто жить и развиваться без этих постоянных подсознательных ожиданий нового нападения.

ru.wallpaper.mob.org
ru.wallpaper.mob.org

Мне кажется, что вот это ожидание, вот эта внутренняя готовность дать отпор новой встреченной агрессии, которая живет внутри у всех травмированных людей (а кто из нас не травмирован?) – и есть то, что мешает нашей психике полностью и равномерно восстанавливаться. Полноценное восстановление ведь возможно, когда зло уходит полностью, а вот этой внутренней готовностью ко злу мы как бы удерживаем зло в себе. Перекатываем его внутри, снова и снова примериваем на свою жизнь. И психика просто не может начать затягивать нанесенные ей раны – ведь бой как будто продолжается, и ран как будто еще будет много.

Прежде чем лечить кого-то или что-то, нужно убрать травмирующий фактор, убрать зло – только тогда регенерирующие функции организма поймут, что пришло их время, и почувствуют, что от их работы будет смысл. Пока мы носим зло в себе, даже просто в постоянной готовности защищаться, лечить себя психика не будет – для этого бой должен прекратиться, а солнце должно начать снова светить и греть.