Художник Степанос Нерсисян — один из самых ярких портретистов в истории армянской живописи. Точная дата его рождения неизвестна, но известно, что художник родился в Ереване (столице Армении) в 1807 году. В 1840-1842 годах художник окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. С 1846 по 1865 годы Нерсисян преподавал живопись в школах Тбилиси и Шуши. Степанос Нерсисян в первую очередь известен как портретист, изображавший исторических персон, как незнакомых, так и весьма значимых для истории. Вот, например, портрет Нерсеса V Аштаракеци, созданный кистями Степаноса Нерсисяна. Нерсес V Аштаракеци являлся Католикосом всех армян и выдающимся деятелем Армянской Церкви. Он жил в 18 и 19 веках, дожив до 87 лет. На портрете Нерсисяна мы можем видеть, как выглядел Католикос и какую одежду носил. Серьёзный взгляд Нерсеса V Аштаракеци, который расположился в красном кресле на фоне бордовых занавесок, строгое одеяние в тёмных тонах с большими увесистыми орденами погружают зрителя во времена далёкого прошлого и, несомненно, производят впечатление.
А это один из самых ярких и известных портретов Степаноса Нерсисяна. На данном полотне художник изобразил известную армянскую личность. Это изобретатель армянского алфавита Месроб Маштоц. Алфавит Маштоц изобрёл очень давно, около 405 года нашей эры. Это намного раньше, чем первый славянский алфавит, который появился только в 863 году. Ну, а современный русский алфавит, буквы и слова которого вы сейчас читаете, появился только в ХХ веке. Не удивляйтесь, Армения действительно очень древняя страна. Она первой в мире приняла христианство и именно в Армении находятся самые старые христианские храмы. Настолько старые и древние, что по своей древности с ними не может тягаться ни один европейский христианский храм, включая российские. Месроб Маштоц также являлся композитором, богословом и государственным деятелем.
Портрет женщины по имени Елизавета Абовян, написанный предположительно во второй половине 19 века. Очень выразительный и колоритный портрет. Прекрасно переданы чёрные и белые тона. По стилю написания потрет похож на работы великого Рембрандта. Взгляд армянской женщины устремлен прямо на зрителя. Портрет настолько реалистичный, что кажется будто женщина вот-вот заговорит с нами.
На этом протрете изображён Саак Партев или Исаак Армянский (он же Святой Исаак Великий). Исаак был десятым армянским Католикосом, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Он родился в Константинополе (ныне Стамбул), а его род принадлежал к потомкам Святого Григория Просветителя. Это очень важный для Армении человек. Армянская Церковь почитает Саака Партева как одного из величайших святых.
Портрет женщины. Одна из самых качественных фотографий работ Степаноса Нерсисяна, которую можно рассмотреть детально. К сожалению, не все работы Степаноса Нерсисяна сохранились столь хорошо, а многие из них были и вовсе утеряны с течением времени.
Ещё один портрет работы Степаноса Нерсисяна. На нём изображён князь, российский полководец и генерал Василий Бебутян (Василий Бебутов). Бебутян был героем Кавказских походов и Крымской войны. Награждён практически всеми орденами Российской империи того времени.
Портрет Мелик-Адомяна, написанный в середине 19 века. Комбинация эффектного архалука с европейской рубашкой и презентабельным чёрным галстуком указывает зрителю на то, что перед ним портрет одного из состоятельных тифлисских (тбилисских) горожан, который мог позволить себе новинки моды своего времени.
Портрет неизвестного мужчины. Точная дата создания этого портрета неизвестна. Предположительно вторая половина 19 века.
Портрет женщины. Написан до 1884 года.
Портрет молодого человека. Написан также до 1884 года. Как и все предыдущие портреты, эта картина находится в городе-столице Ереване, в Национальной картинной галерее Армении.
Степанос Нерсисян писал также и пейзажи. Однако, как уже было замечено выше, практически все они были утеряны со временем. Перед вами один сохранившийся пейзаж Степаноса Нерсисяна. Название этой картины — «Пикник на берегу Куры». Кура — это самая крупная река Закавказья. Она берёт своё начало в Армянском нагорье, впадает в Каспийское море и протекает по территории сразу трёх государств: Турции, Грузии и Азербайджана. Протяжённость Куры составляет 1360 километров. В этой работе Степанос Нерсисян показал себя редкостным колористом. По воспоминаниям современников Степанос Нерсисян отличался чрезмерной скоромностью и мягкостью. Из-за свойств своего характера художник умер в бедности и безвестности. Он часто не мог постоять за себя и свои права, чем ловко пользовались армянские церковники, которые с 1850-х годов вторгались в его жизнь, а впоследствии исказили память о художнике. Художник ушёл из жизни в городской Михайловской больнице в Тифлисе (Тбилиси) в 1884 году, что в тогдашних условиях было равноценно смерти нищего.
К сожалению, картины Степаноса Нерсисяна не так хорошо знают и в наши дни. Изучение наследия Нерсесяна чрезвычайно затруднено из-за сложной судьбы художника, утерянных полотен и того, что его работы внешне заметно разнятся. Картины Нерсисяна до сих пор продолжают разыскивать, но пока безуспешно. А вы что думаете о картинах Степаноса Нерсисяна? Какая работа вам особенно понравилась? Оставляйте ваше мнение в комментариях, а также ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации. Всем хорошего настроения и позитивного дня!