Мне часто пишут: чтобы узнать о Великой Отечественной войне, надо читать канонические тексты, написанные фронтовиками. Весь остальной «новодел» - писанина, не имеющая ни художественной, ни исторический ценности. Это не цитата, а вольное изложение общественного мнения. Безусловно, доля истины в подобном утверждении есть. Кто лучше очевидца расскажет о том, что происходило на войне, чем люди тогда жили, чего боялись и о чем мечтали? Но правда ли, что написанное по этой теме современными авторами бесполезно или даже вредно? С этим я не соглашусь. И у меня есть аргумент.
Писатели-фронтовики создавали свои произведения, наверно, для того чтобы рассказать людям правду о войне, донести свои мысли, взгляды, боль. Рассказать о своём опыте. Через 20-30 лет задачи изменились: авторы через книги пытались осмыслить суть войны, ее воздействие на простого человека. Эти произведения были очень личными и больше говорили о писателе, а не о читателях.
Авторы, прикасающиеся к теме войны сейчас, более отстранены, даже если те события коснулись их семей. Они берутся за перо (мышку компьютера) не чтобы выразить свои эмоции и переживания, а чтобы поговорить с юным читателем, рассказать ему на доступном тому языке о том, что происходило восемьдесят лет назад. Да, более мягко, менее информативно, но часто так же эмоционально. Эти книги говорят с подростками, пробуждают в них душу и запоминаются.
Мне могут возразить: зачем эти посредники? Пусть читают исходные тексты! Но в любом ли возрасте и состоянии ребёнок готов к такому разговору? Я с каждым своим классом изучаю «Сотникова» в формате внеклассного чтения, но только когда дети учатся в старшей школе. Стоит ли шестикласснику, например, читать эту прекрасную, но трудную и страшную книгу? Почему с «Судьбой человека» мы знакомимся в 9 классе, а не в 5? Под статьей о книге Е.Верейской «Три девочки» мне однажды написали: зачем читать эту сказку? Надо брать «Блокадную книгу». В 10 лет? А «Три девочки» можно даже в 8!
Есть ещё один момент. Нынешние взрослые-взрослые люди, которые чаще всего ратуют за чтение произведений, созданных фронтовиками, жили и воспитывались в иное время. Тогда ветераны были людьми средних лет, они приходили в школы и рассказывали ребятам о том, как воевали, как боролись за Победу. Они были вот - рядом, только протяни руку, живые свидетели страшных событий, способные рассказывать эмоционально, даже не владея приемами удерживания внимания… К современным детям никто не придёт, никто ничего не расскажет. А страшную большую книгу не каждый захочет прочитать. И вот тогда на помощь приходят они, истории, рассказанные современными же писателями, не видевшими тех событий, но диво интересующимися ими. Ребёнок прочитает такую книгу, герой которой обычно похож на него по возрасту, характеру, поведению, заинтересуется и дальше будет готов воспринимать информацию из канонических источников.
Недавно я писала о таких произведениях, где писательницы рассказывали современные истории, тесно переплетенные с событиями прошлых лет («Голос» и «Разноцветный снег»). Сегодня на свой страх и риск продолжу этот разговор, а читать ли дальше, решайте сами. Итак,
Борис Алмазов «Я иду искать»
Эта повесть, созданная в 1982 году, стала первым напечатанным произведением автора и сделала его знаменитым. Книга, прекрасно изданная «Речью», пролежала на моей полке более пяти лет, пока я случайно на неё не наткнулась. В очередной раз подумала о себе: ну что за растяпа! Такие книги нельзя терять и откладывать!
Это повесть-трансформация, история взросления, книга памяти. Начавшаяся как обычный школьный рассказ, к финалу они превратилась в драму. У автора появился шанс стать одним из моих любимых советских писателей.
В одной ленинградской школе решают открыть кружок красных следопытов. Видимо, в то время «сверху» тоже спускались гениальные методические находки, потому что в соседней школе такая организация уже есть. Но какую тему выбрать? Детям все равно, можно содрать идею у соседей. Они не вовлечены. Директор, не равнодушный чиновник, а настоящий педагог, внушает ребятам, что надо выбрать что-то по-настоящему важное. Тут очень кстати Костик Макаров, шестиклассник, решивший спрятаться от контрольной по алгебре на чердаке, находит там старый истрёпанный фотоальбом, который оказывается летописью школы за 1940-1950 годы. Отлично! Чем не тема? Найти героев фотографий, некоторые из них позировали в военной форме. Военные - это выигрышно! Можно пригласить в школу и потом сделать отчёт! А Костик вполне может стать председателем клуба, он ведь сделал замечательно находку!
Костик - главный герой, тот самый, чьё взросление и даже перерождение мы наблюдаем. Как это? А вот так. Вы думаете, он хотел ввязываться во всю эту «лабуду» с поисками? Да делать ему больше нечего, ерундой заниматься! И помощницу ему дали «прекрасную», какую-то малявку, которая называла его на «вы» и вместо эмблема говорила «эмлемба». Но отец убедил парнишку не отказываться. Опытный человек, он напомнил, что в любом вузе нужна общественная работа, а тем более в роли председателя. Это зачтется, это ж польза для будущего!
И поиски начались! На фотографии три юных красноармейца в форме в окружении мальчишек и девчонок, которые пришли на встречу выпускников в родную школу. Кто они? Как их зовут? Живы ли? Где их искать? Папа Костика предлагает напечатать заметку в газете: вдруг кто-то откликнется? Надо только найти человека… Но оказалось, что сделать это можно и без блата, достаточно просто прийти всем вместе, объяснить и попросить напечатать.
Костя скрывает от ребят находки, навлекает на себя их гнев, заслуживает прозвище единоличника и… растёт. Тот самый мальчишка, который в начале повести готов прогулять контрольную, чтобы не получить тройку перед концом четверти и не испортить оценку (ведь на кону подарок от родителей- фирменные джинсы, если закончит на одни пятерки), теперь в поисках информации просиживает часы в библиотеке, рассматривая подшивки старых газет. Ценой неимоверных усилий он находит фотографа, сделавшего тот снимок: одинокого старика в доме престарелых, который, уходя на фронт, беспокоился об оставленных жене и детях. В итоге он жив, а они - нет. Костя узнаёт историю этих юных солдат и находит женщину, которая на фотографии была девчонкой и всю жизнь любила одного из них. И все эти открытия - через проживание трагедии, через бессонные ночи, боль, принятые решения.
В основном повествовании в качестве вставных историй появляются фрагменты жизни юношей с фотографии. Монгольская война, Финская, наступление в белорусском городке. Госпиталь, героический подвиг, почти обреченный, но необходимый. И вслед за мальчиком мы, читатели, проникаемся этой историей, делаем ее личной, своей, и проживаем вместе с героем.
Параллельно мы наблюдаем за жизнью Костиной семьи. Вполне себе нормальная, благополучная. Но что-то в ней не то. Огромная квартира, где у всех обитателей есть свои комнаты и где Костя боится ходить по ночам. Людей много: папа, мама, папина тетя, мамин отец и сам Костик - а близкого взрослого нет. Отец - приспособленец, во всем ищущий выгоду, его жена невнятна, поддерживает мужа. Старшее поколение раздражает мальчика. Тетя Ада балует нещадно, душит заботой, а дед напротив вечно насмехается, издевается, доброго слова от него не услышишь. Сначала понимаешь неудовольствие Кости, но потом оказывается, что у тетки никого нет, ведь ее муж погиб в начале войны, а дед, фронтовик, не может смириться с потребительской позицией дочери и зятя и не может простить, что испортили внука.
Финал у повести счастливый (она же для детей!) Герои найдены, отношения с родственниками восстановлены, а главное - Костя понял многое о жизни и о самом себе. А вслед за ним, омочив слезами последние страницы, понимаем и мы, читатели. Закрываем книгу, ложимся спать, но не можем заснуть, полные мыслями о величии подвига и о необходимости памяти, которую надо поддерживать всеми силами.
Вот такая вот история. Борис Алмазов не видел войны, он родился в 1944 году. Но разве его повесть от этого менее правдива, менее эмоциональна? Разве она не нужна?
Друзья, знакомо вам творчество Бориса Алмазова? Читали «Я иду искать»? А другие произведения? Что можете порекомендовать?
Если статья была интересной или полезной, не забудьте поставить лайк после прочтения: он необходим для развития канала. Приходите в комментарии общаться и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации. Будем читать, думать и расти вместе :)
Спасибо, что прочитали!