У названия фильма итальянского режиссера Д. Торнаторе есть еще один перевод «Удачное приобретение».
Затрудняюсь определить жанр - если триллер, то скорее психологический, с неспешным ритмом и погружением в мир искусства.
Безукоризненная игра Джеффри Раша, как всегда, впрочем.
Дональд Сазерленд, Джим Стерджесс, Сильвия Хукс - прекрасно.
С человеком, достигшим вершины в мире искусствоведения, но никогда не жившим в реальной жизни, избегавшим контактов с ней, происходят коллизии, заставляющие героя Д. Раша чувствовать, переживать, проявлять эмоции.
Верджил Олдман мечтал иметь друзей, семью - он даже построил свой дом-отель для этих целей. Но он вырос в приюте, не зная настоящей семьи, поэтому не умел и даже боялся проявлять свои чувства.
В результате Верджил имеет все, кроме счастья. Одиночество стало нагрузкой к огромному состоянию и известности в мире искусства. Верджил преклоняется перед женщиной, восхищается ею и боится подойти. Он собрал прекрасную коллекцию женских портретов.
Все что осталось в жизни стареющему владельцу аукционного дома - созерцание прекрасного и наслаждение от материальной ценности коллекции, от того что он единственный владелец этого собрания предметов живописи.
Все экспонаты Верджила приобретены недостойным для человека искусства способом. Это аферист высокого класса, под его руководством подлинники либо заменялись на копии, либо выдавались за подделки и приобретались им по заниженной цене.
Очень интересна тема взимоотношения Верджила с его подельником, можно сказать, подмастерьем, Билли (Д. Сазерленд), считавшим себя непризнанным гением.
Олдман отвергает просьбы Билли об оценке его собственных работ, утверждая бездарность их автора. Отсюда и вырастает незаметный для Верджила конфликт.
Полагаю, что Билли страшно комплексовал по поводу своей непризнанности, был уверен в том, что ради денег загубил свою карьеру художника, завидовал благополучию друга.
Между этими людьми существовало какое-то подобие дружбы, тот случай, когда один из друзей «сверху» и не замечает, как топчет чувства того, кто ниже.
Но мои симпатии полностью на стороне Верджила потому что у Билли было право выбора - работать ли на него или заняться творчеством. И оценщика он мог выбрать любого, на Олдмане свет клином не сошелся. Значит, Билли осознавал свою неполноценность в мире искусства и не столько мстил, сколько просто грабил своего партнера.
Не буду полностью уходить от понятия «месть» потому что звучит красиво. Будем считать, что Билли отомстил - он заставил Олдмана раскрыться, изменить своим правилам и лишил его самого дорого - бесценной коллекции.
Но в процессе общения с загадочной героиней Сильвии Хукс, Верджил преображается - он впервые в жизни переживает за другого человека, беспокоится о живой женщине, любит не портрет, а девушку, которая, как ему кажется, нуждается в нем.
Верджил получает надежду на то, что в его жизни еще все возможно. Интересно наблюдать за тем, как в непроницаемом человеке, изолировавшем себя от ненужных контактов, живет нерастраченная нежность.
У меня фильм всегда вызывает много вопросов, вообще люблю открытые финалы - есть о чем подумать. На этот раз о том, что болезненнее для Верджила - потеря коллекции, или его разбитые мечты, подделка любви, которую он принял за настоящее чувство.
Я думаю, что второе. Олдман был ошеломлен, увидев разграбленную тайную комнату. Но вспоминает он не картины, а свои поиски Клары. Вечное ожидание встречи с ней в ресторане говорит об этом, вряд ли Верджил столько времени гонялся за Кларой, только за тем, чтобы уличить ее в краже.
Олдман хотел обратиться в полицию, но не стал этого делать потому, что Клара и воспоминания о ней - самое лучшее что было в его жизни. Страдает он не от потери картин, а из-за обмана, поддельных чувств и невозможности снова увидеть Клару.
Отдельно хочу отметить музыку к фильму, созданную Э. Морриконе - без нее фильм потерял бы часть эстетического очарования.