Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

"О чёрен я!" За чёрного ответишь. Закат борьбы с апартеидом

Одна чёрная одежда - ещё не смирение. Смирение и молитва - вот главное. Южноафриканская мудрость. ЮАР, наше время, конец прошлого века. Герой романа Джона Максвелла Кутзее "Бесчестье" - профессор университета Дэвид Лури - завёл интрижку со студенткой, после чего потерял место на кафедре, работу в научной среде, положение в обществе и репутацию. Справедливо? Давайте разбираться. После того, как Лури признал себя виновным, он не раскаялся в содеянном. Мужчина уверен, что действовал по обоюдному согласию сторон. Да, он поступил некорректно и безнравственно, но "пострадавшая" - взрослый совершеннолетний человек. "Отречение, самокритика, публичные мольбы о прощении. Я человек старомодный и предпочитаю, чтобы меня просто-напросто поставили к стенке и расстреляли." Ну вот не захотел человек пятидесяти трёх лет вставать на колени, как это принято сейчас в отдельно взятых странах, и целовать ноги чернокожего населения своей страны! Бывает же такое?! Ну да бог с ним, пусть теперь мучается. Проф

Одна чёрная одежда - ещё не смирение. Смирение и молитва - вот главное. Южноафриканская мудрость.

ЮАР, наше время, конец прошлого века. Герой романа Джона Максвелла Кутзее "Бесчестье" - профессор университета Дэвид Лури - завёл интрижку со студенткой, после чего потерял место на кафедре, работу в научной среде, положение в обществе и репутацию. Справедливо? Давайте разбираться.

После того, как Лури признал себя виновным, он не раскаялся в содеянном. Мужчина уверен, что действовал по обоюдному согласию сторон. Да, он поступил некорректно и безнравственно, но "пострадавшая" - взрослый совершеннолетний человек. "Отречение, самокритика, публичные мольбы о прощении. Я человек старомодный и предпочитаю, чтобы меня просто-напросто поставили к стенке и расстреляли."

Изображения - интернет.
Изображения - интернет.

Ну вот не захотел человек пятидесяти трёх лет вставать на колени, как это принято сейчас в отдельно взятых странах, и целовать ноги чернокожего населения своей страны! Бывает же такое?! Ну да бог с ним, пусть теперь мучается.

Профессор покидает Кейптаун  и селится на ферме у своей дочери Люси. Она не замужем, когда-то сделала аборт, закрыла вопрос с мужчинами и открыла с женщинами. Люси решила, что теперь она лесбиянка. На её ферме много животных и собак, которых она разводит и лечит. Молодая женщина живёт простым сельским трудом. Таким же, каким и её белые соседи, которые встают до зари и пашут как мулы до заката. Правда, жизнь этих фермеров небезопасна из-за участившихся налётов их чернокожих сограждан. Работать этим ребятам некогда, они занимаются восстановлением исторической справедливости.

-2

В один из таких налётов на свою ферму пострадала и Люси. Помимо хозяйственного урона, налётчики убили собак и изнасиловали хозяйку. Ограбленная, униженная и беременная Люси отказывается идти в полицию и заявлять на бандитов, которых она, кстати, прекрасно знает. Женщина приняла этот факт как необходимый и естественный этап искупления за грехи апартеида, установленного белыми людьми, потомком которых она является. А рядом, к сожалению, не оказалось хорошего доктора, который за пару минут объяснил бы, какую таблетку от головы принять свихнувшейся фермерше.

Дальше всё становится ещё интереснее. Люси решила отдать всё, чем богата, своим насильникам и стать третьей женой одного из них. Такой вот взнос в обмен на защиту и право жить на своей земле.

-3

А чем занимается её учёный папа-изгнанник? О, у него тоже всё хорошо. Он помогает местным с животными, как правило, усыпляет старых и больных, а потом устраивает их захоронение. Работа очень грязная и не вполне соответствует его дипломной специальности. Во всяком случае, она не имеет абсолютно никакой связи с английской романистикой.

О сюжете, пожалуй, будет достаточно. Чем всё закончилось у героев вы узнаете в романе.

Стоит сказать, что в книге множество этнических и этических противоречий, она, собственно, из них и состоит. Чтобы доходчиво, но деликатно объяснить своё отношение к проблеме, Кутзее использует сложную композицию и плотный сюжет, в котором всё закольцовано. Яснее и проще он поступить, наверное, не решился. Поскольку с некоторых пор стало опасным называть чёрное чёрным - могут притянуть за уши, вернее, за нетолерантность. И хотя теперь уже весь мир знает, "чьи жизни важны", говорить прямым текстом на тему межэтнических отношений по-прежнему сложно.

Кстати, вернёмся к совращению студентки, которое имело место. Кутзее нигде не пишет, что она темнокожая, но намекает на это. Сразу становится понятным, почему именно этот случай распутства стареющего ловеласа, и раньше не упускающего ни одной возможности для блуда, был так тщательно и быстро расследован университетской комиссией.

-4

Дэвид Лури у Кутзее не является героем нашего времени или жертвой обстоятельств. Это человек, ведущий аморальный образ жизни, который сам это признает. Но Лури не преступник, заслуживающий истребления и забвения. А ещё он не обязан раскаиваться в прошлом, в котором даже не жил. Автор не симпатизирует ни Дэвиду, ни Люси. Он испытывает за них досаду. За их бесчестье. Чувствуется, что писатель и сам пребывал в некоторой растерянности от жизни. Возможно, поэтому он покинул ЮАР и переселился в Австралию. Кстати, Джон Кутзее - известный борец с апартеидом. Но он ещё и противник насаждения искусственной морали, порой доведённой оголтелыми борцами до абсурда. Это когда чтобы заявить о правах одних, нужно лишить прав других.

-5

Вот такой сюжет. Роман рекомендую всем. Прочитав его впервые сразу после выхода, я сейчас перечитывала его с большим интересом. Написано "Бесчестье" гораздо ярче и увлекательнее, чем можно о нём рассказать. Книга получила Букер и имеет экранизацию 2008-ого года, которой я не видела, поэтому рекомендовать не стану. Почти уверена, что там многое изменили и отретушировали.

А у меня на сегодня всё.

Читайте хорошее, смотрите лучшее.

И помните: лайк и отзыв - вот из чего состоит ваш посильный вклад в наше общее дело.