Найти в Дзене

Валдайско-гарвардская речь Путина-Солженицына

Валдайская речь Владимира Владимировича Путина была, не побоюсь этого слова, украшена цитатой из гарвардской речи Александра Исаевича Солженицына. Речи, не побоюсь этого слова, не менее значимой, нежели речь Владимира Владимировича.
"Приведу цитату из знаменитой гарвардской речи Александра Исаевича Солженицына", - сказал Владимир Владимирович. - "Ещё в 1978 году он отмечал, что для Запада характерно «длящееся ослепление превосходства» – это всё и происходит до сих пор, – которое «поддерживает представление, что всем обширным областям на нашей планете следует развиваться и доразвиться до нынешних западных систем…». 1978 год. Ничего не поменялось".
А я вот-таки не поленился, да и почитал полный текст речи Александра Исаевича - благо, как оказалось, эту самую речь в 2018-м году полностью опубликовали в Российской газете (официальном печатном органе Правительства Российской Федерации). Процитированный же фрагмент той речи полностью звучал так:
"Всё же длящееся ослепление
Гарвардская речь Солженицына: В чем изъян западной демократии - Российская газета

Валдайская речь Владимира Владимировича Путина была, не побоюсь этого слова, украшена цитатой из гарвардской речи Александра Исаевича Солженицына. Речи, не побоюсь этого слова, не менее значимой, нежели речь Владимира Владимировича.

"Приведу цитату из знаменитой гарвардской речи Александра Исаевича Солженицына", - сказал Владимир Владимирович. - "Ещё в 1978 году он отмечал, что для Запада характерно «длящееся ослепление превосходства» – это всё и происходит до сих пор, – которое «поддерживает представление, что всем обширным областям на нашей планете следует развиваться и доразвиться до нынешних западных систем…». 1978 год. Ничего не поменялось".

А я вот-таки не поленился, да и почитал полный текст речи Александра Исаевича - благо, как оказалось, эту самую речь в 2018-м году полностью опубликовали в Российской газете (официальном печатном органе Правительства Российской Федерации). Процитированный же фрагмент той речи полностью звучал так:

"Всё же длящееся ослепление превосходства поддерживает представление, что всем обширным областям на нашей планете следует развиваться и доразвиться до нынешних западных систем, теоретически наивысших, практически наиболее привлекательных; что все те миры только временно удерживаются - злыми правителями, или тяжёлыми расстройствами, или варварством и непониманием - от того, чтоб устремиться по пути западной многопартийной демократии и перенять западный образ жизни. И страны оцениваются по тому, насколько они успели продвинуться этим путём. Но такое представление выросло, напротив, на западном непонимании сущности остальных миров, на том, что все они ошибочно измеряются западным измерительным прибором. Картина развития планеты мало похожа на это.
Тоска расколотого мира вызвала к жизни и теорию конвергенции между ведущим Западом и Советским Союзом - ласкательную теорию, пренебрегающую, что эти миры друг во друга нисколько не развиваются, и даже непревратимы друг во друга без насилия. А кроме того конвергенция неизбежно включает в себя принятие также и пороков противоположной стороны, что вряд ли кого устраивает.
Если бы сегодняшнюю речь я произносил в своей стране, я, в этой общей схеме раскола мира, сосредоточился бы на бедствиях Востока. Но поскольку я уже четыре года вынужденно нахожусь здесь и аудитория передо мною западная, - думаю, будет содержательней сосредоточиться на некоторых чертах современного Запада, как я их вижу.
Падение мужества - может быть самое разительное, что видно в сегодняшнем Западе постороннему взгляду. Западный мир потерял общественное мужество и весь в целом и даже отдельно по каждой стране, каждому правительству, каждой партии, и уж конечно - в Организации Объединённых Наций. Этот упадок мужества особенно сказывается в прослойках правящей и интеллектуально-ведущей, отчего и создаётся ощущение, что мужество потеряло целиком всё общество. Конечно, сохраняется множество индивидуально-мужественных людей, но не им доводится направлять жизнь общества. Политические и интеллектуальные функционеры выявляют этот упадок, безволие, потерянность в своих действиях, выступлениях и ещё более - в услужливых теоретических обоснованиях, почему такой образ действий, кладущий трусость и заискивание в основу государственной политики, - прагматичен, разумен и оправдан на любой интеллектуальной и даже нравственной высоте. Этот упадок мужества, местами доходящий как бы до полного отсутствия мужеского начала, ещё особо-иронически оттеняется при внезапных взрывах храбрости и непримиримости этих самых функционеров - против слабых правительств, или никем не поддержанных слабых стран, осуждённых течений, заведомо не могущих дать отпор. Но коснеет язык и парализуются руки против правительств могущественных, сил угрожающих, против агрессоров и против Интернационала Террора.
Напоминать ли, что падение мужества издревле считалось первым признаком конца?"

А теперь более простыми словами. Александр Исаевич укоряет западные демократии (и в первую очередь США), что они, демократии, уверившись в своем явном превосходстве (финансовом и военном), прекратили свою борьбу против "Интернационала Террора" - т.е. против блока социалистических стран. А если где и борются чуть-по-чуть, то против "слабых правительств, или никем не поддержанных слабых стран, осуждённых течений, заведомо не могущих дать отпор". Что, по мнению Александра Исаевича, является признаком потери мужественного начала западных элит. Что, в свою очередь, предостерегал Александр Исаевич, может являться признаком конца западного превосходства.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы как-то говорили, что сами свои речи не пишете, а только их зачитываете. Так вот Вам информация к размышлению: речи Вам пишут либо долбоёбы, либо враги народа (второе, впрочем, не исключает первого). Вы там разберитесь, пожалуйста, а то совсем нехорошо выглядит.