Найти тему
Заметки о важном

"Конец и вновь начало" Льва Гумилёва

В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Конец и вновь начало" Льва Гумилёва. В прошлой статье кратко пересказывался и разбирался "Манифест коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Приятного просмотра!

Автор

Лев Гумилёв в молодости.
Лев Гумилёв в молодости.

Лев Николаевич Гумелёв (1912-1992 гг.) - советский и российский археолог, востоковед, географ, историк, этнолог, философ. Родился в семье известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумелёва. Оба были дворянами и имели антисоветские взгляды связи (возможно вели антисоветскую деятельность). Благодаря этому Николая арестовали по обвинению в одном из антисоветских заговоров и расстреляли, Льва дважды отправляли в исправительные лагеря по обвинениям в антисоветской деятельности (Норильский и Карагандинский),а поэзию Анны цензурировали. Сам Лев с детства был связан с историей и исторической наукой. С трудностями (аресты, конфликты с преподавателями, отчисление и т.д.) окончил истфак ЛГУ. В 1960-ых годах создавал теорию пассионарности, которая была изложена в данном труде.

Содержание книги

В данной книге описывается общая теория пассионарности.

Пассионариями автор называет тех людей, которые благодаря внутреннему стремлению к деятельности, направленной на осуществление цели пытаются сделать невероятные вещи. (Проще говоря те люди, которые без явной выгоды пытаются воплотить свои идеи). Ещё пассионариями можно назвать тех людей, которые благодаря внутреннему стремлению к деятельности, стремятся к истине (учёные) и красоте (творческая интеллигенция). Александр Македонский и Корнелий Сулла в книге показаны как примеры пассионариев: оба неизвестно почему начали делать великие вещи (завоевание Персидской империи, гражданская война с Гаем Марием) и неизвестно почему закончили их воплощать. Ещё, противоположностью пассионариев являются субпассионарии, обычные люди, которые думают исключительно собственной выгодой. Проще говоря, карьеристы.

Причинами появления пассионариев Лев Гумилёв называет энергию из космоса и энергии распада радиоактивных веществ внутри земли (точнее неравномерное её распределение, где люди с избытком такой энергии пассионарии, а остальные субпассионарии).

В книге автор ещё затрагивает этносы. Этносами автор назвал ту группу людей, которая отличается от других этносов своим стереотипом поведения. Проще говоря, этническую принадлежность человека можно определить поведением. Ещё автор говорил, что у человека есть своё энергетическое поле, а у этносов своё этническое поле и "когда мы чувствуем своего(представителя своего этноса), это значит, что ритмы попадают в унисон".

На основе определения этноса Гумилёв разработал структуру этносов:

Красные стрелки были добавлены для понимания развития в данной системе.
Красные стрелки были добавлены для понимания развития в данной системе.

Консорции-мелкие группы и организации людей имеющие общую историческую судьбу. Примером может послужить любая не большая революционная организация в России 19 века,например, "Земля и воля". Если консорция проживёт несколько поколений, то она становится конвиксией, где есть общность быта и семейные связи, например христианские общины спустя несколько поколений после смерти Христа. Дальше конвиксии могут стать субэтносом, как те же христианские общины стали таковыми после дальнейшего распространения христианства. А после могут стать этносом и суперэтносом (автор мало говорил о нём, но предположил, что этнос может стать суперэтносом). Как те же христиане при Константине великом стали становится этносом византийцев. Ещё кратко было сказано, что при развитии этноса в нём появляются субэтносы, а при упадке сокращаются до одного.

Ещё автор, рассуждая о причинах объединения людей в группы, говорил о комплиментарности, когда отбирают только тех, кто нравится. Примером могли наверняка быть разные музыкальные группы, где все музыканты были друзьями и близкими людьми. Или викинги (скандинавская группы людей Тёмных веков, которые являются одновременно разбойниками, моряками, колонизаторами, торговцами. Благодаря обстановке в Европе они каждый период весны-лета-осени грабили побережья многих стран. После на некоторых территориях создали свои государства или влились в знать других государств.) выбирали только храбрых людей.

Ещё говорит, что двигателем истории является энергия, а не сознание, материальные причины и другое.

В дальнейшем автор соединяет этнос и пассионариев в единую систему.

Мощь этноса автор определял количествам пассионарности (или количеством пассионариев) в этносе. Вот подробная схема этого.

Добавьте описание
Добавьте описание

В этой таблице (как я понял) описывается развитие этноса в плане количества пассионариев от пассионарного толчка до краха. Сначала начинается пассионарный толчок и появляется новые этносы и суперэтносы. После этнос и субэтнос оформляется и пассионарность его увеличивается. Потом этнос имеет слишком много пассионариев и поэтому часть пассионариев уходит на борьбу с другими суперэтносами, этносами или пассионарии начинают убивать друг друга. Дальше этнос окончательно оформляется и пассионарии начинают уменьшатся. На их (пассионариев) место приходят субпассионарии В дальнейшем этнос, суперэтнос начинает деградировать и умирать. После смерти старого этноса, суперэтноса появляется новый этнос, суперэтнос и так покругу.

Ещё забыл добавить, что пассионарность передаётся детям, пассионарии в большинстве своём элита этноса, но благодаря бурной половой жизни пассионариев, среди народа появляются пассионарии (незаконнорожденные дети пассионариев-дворян). Ещё автор говорил, что этнос явление географическое, связанное с ландшафтом, у каждого ландшафта свой этнос.

Личное мнение:

(просто пишу здесь что мне нравится (+) и не нравится(-) в книге)

1.Сама идея объяснить причины появления "пассионариев" довольно интересна... (+)

2....но реализация идеи довольна националистична, идеалистична и реакционна (консервативна):

1)Националистична реализация, потому что автор определяет этнос поведением, хоть у каждого народа нет КОНКРЕТНОГО (скорее что-то более абстрактное и довольно спорное) поведения. А если даже есть, то отличия поведения одного представителя этноса от другого могут быть больше, чем между представителями разных этносов. Если мои утверждения кажутся абстрактными вот пример: по мнению автора, если у русского случится горе, то он, условно, начнёт заливать его алкоголем, а если у индийца случится горе, то он, условно, его спокойно примет. Понятно, что не каждый русский заливает горе алкоголем или индиец его спокойно принимает. Этнос, народ, и нация не определяются одним лишь поведением, а явление многофакторное: этнос, народ, нация строятся на общем языке, общей территории, общей экономической жизни и общем поведении.

2)Идеалистична (то есть, ставящее духовное первичнее материального) реализация, потому что автор объясняет борьбу народов, цивилизаций не экономическими и политическими причинами, а исключительно пассионарностью (по сути складом ума, мышления) власти. Многим людям очевидно, что распады и появления империй происходят из-за экономических причин. Например Рим распался не по причине кризиса идеологии, который был лишь следствием общего кризиса, а по причине кризиса рабовладения. Рабовладение строилось на войнах, где после очередных побед появлялись новые партии рабов, но в какой-то момент Рим был не способен был вести войны (полноценный отрыв солдат с границ империи, мог привести с вторжению врагов, да солдатами становились германцы с плохой дисциплиной), а рабы слишком мало размножались и плохо работали (не было полноценной мотивации). Рабов стали заменять по сути зависимым крестьянством и рабовладельческая империя не смогла это пережить, ещё добавили огоньку в распад разнообразные варвары вторгнувшиеся в Римскую империю.

3)Реакционная и консервативна реализация, потому что причиной появления пассионариев Гумилёв считает биологическую особенность пассионариев (энергия), а не воспитанием, окружением и многим подобным, что формирует личность, которая благодаря внутреннему стремлению к деятельности, направленной на осуществление цели пытается сделать невероятные вещи. Подобной теорией могли бы элиты разных стран доказывать законность своей власти- Мол, мы пассионарии, а пассионарии априори должны править. Что сказать, новая альтернатива "божественности" власти. Такие вещи как единичные случаи пассионариев с низов автор оправдывает тем, что мол все пассионарии с низов незаконнорожденные дети пассионариев-дворян.

Итог:

1.Данный труд вместе с автором сего труда достаточно неоднозначны. Из идеи изучить пассионариев и вообще тех людей, которые были лидерами государств в истории получилась какая-то странная теория с энергией, пассионариями по крови и другое.

#история #политика #общество #наука #книги #теория пассионарности