Найти тему
7Дней.ru

Вечная тема «отцов и детей»: исторический экскурс по российскому кинематографу

Глубоко проанализировали тему отцовства в отечественном кино и проследили, как она развивалась от периода оттепели до наших дней.

   «Судьба человека», 1959, «Возвращение», 2003 кадры из фильмов
«Судьба человека», 1959, «Возвращение», 2003 кадры из фильмов

Режиссер Александр Сокуров во время одной из дискуссий отметил, что в русской культуре образ матери намного сильнее и значимее, чем образ отца. Однако иногда отец становится центральной фигурой как в литературе, так и в кинематографе. Проследили, как тема «отцовства» развивалась в российском кино.

Оттепель

«Судьба человека» и «Родная кровь»

Впервые четко прописанный образ отца в советском кино появляется только в период оттепели, когда кинематограф начинает изучать послевоенную действительность. Ранее, в сталинские годы, в фокусе кинематографистов были темы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Главный герой, даже если и был отцом, показывался в первую очередь как большевик и преданный революционер. С середины 50-х кинематограф начал освещать жизнь людей, потерявших все: семьи, друзей и самих себя. В то же время они находили в себе силы жить дальше ради восстановления страны и общества. Так совсем незнакомые друг другу люди становились родными. Этот жизненный сценарий стал одним из главных для раскрытия образа отца в хрущевском кино. Ярким примером является фильм «Судьба человека» (1959), в основу которого положен одноименный рассказ Михаила Шолохова.

   «Судьба человека», 1959 кадр из фильма
«Судьба человека», 1959 кадр из фильма

В этой кинокартине Андрей Сокoлов уходит на войну и оставляет в родном городе жену и троих детей. Он попадает в плен, переживает ужасы концлагеря и чудом избегает смерти. По возвращении домой Соколов обнаруживает, что от его родного города осталось одни развалины, а жена и дети погибли. После войны он работает шофером и однажды встречает пятилетнего Ванюшку, одинокого осиротевшего мальчика. Недолго думая, Соколов забирает ребенка к себе, чтобы любить его, оберегать и заботиться.

Фильм, вошедший в золотой фонд отечественного кинематографа, раскрывает тему детей, оставшихся без родителей, и родителей, потерявших детей. Отец выступает в роли защитника и друга, человека, который сделает все, чтобы не потерять своего ребенка.

   «Родная кровь», 1964 кадр из фильма
«Родная кровь», 1964 кадр из фильма

Картина «Родная кровь», снятая Михаилом Ершовым в 1964 году, рассказывает историю Владимира Федотова — танкиста, который познакомился с матерью троих детей, Соней. С войны он возвращается к ней и воспитывает ее малышей как родных. Но после смерти Сони за детьми внезапно приезжает кровный отец, которого дети даже не помнят. Он практически не помогал семье в трудные годы, но теперь вернулся и «способен многое дать детям». И хоть приемный отец — старший механик на пароходе, который не может похвастаться высоким заработком, он много лет был рядом с детьми, которые любят его как родного отца.

Застой

«Служебный роман» и «Москва слезам не верит»

В период застоя образы отца усложняются: теперь он не всегда мужественный фронтовик. Ключевыми характеристиками становятся забота, гуманизм и любовь, которая проявляется по-разному — и в защите своих детей от сложного окружающего мира, и в попытке вернуть потерянное время и расположение ребенка, и в бескорыстном чувстве даже к неродному ребенку.

   «Служебный роман», 1977 Кадр из фильма
«Служебный роман», 1977 Кадр из фильма

Фильм «Служебный роман» (1977) показывает зрителям образ отца-одиночки. Анатолий Ефремович Новосельцев развелся с женой, но не она сбросила груз ответственности на его плечи: «Детей я у нее сам отобрал… Не дал» — объясняет герой. Как сотрудник он часто становится предметом насмешек и кажется тюфяком. Но благодаря любви он проходит путь от незаметного «маленького» человека до сильного и стойкого мужчины.

В кинокартине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», снятой в 1979 году, можно увидеть явное противопоставление двух ярких образов — отца, сбежавшего еще до рождения ребенка, и того, кого называют папой, даже если он не родной.

   «Москва слезам не верит», 1979 Кадр из фильма
«Москва слезам не верит», 1979 Кадр из фильма

Будучи студенткой, Екатерина заводит роман с москвичом Рудольфом и беременеет от него. Брать на себя ответственность и помогать героине он отказывается — даже когда она просит найти врача для аборта. Катя вырастила девочку сама, а когда в жизни женщины появился возлюбленный Георгий, повзрослевшая дочь Саша спокойно приняла его в семью. С первых минут знакомства Гоша разговаривает с девушкой так, будто они давно знакомы — без стеснений просит ее отнести продукты на кухню, помочь в готовке и приглашает на пикник. Кровный отец Саши вскоре пытается вернуться в ее жизнь, только Екатерина против.

Перестройка

«Курьер» и «Мой любимый клоун»

   «Курьер», 1986 Кадр из фильма
«Курьер», 1986 Кадр из фильма

Во время перестройки вместе с новой идеологией в общество, искусство и культуру вновь пришли перемены. Фильм «Курьер» Карена Шахназарова, снятый в 1986 году, оставил след в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа. Одна из главных тем картины — вопрос отцов и детей. С первых кадров становится понятно, что отец главного героя будет далеким, практически недосягаемым. Родители Вани разводятся: он остается с мамой, а отец уезжает в Африку. Конечно, он пытается сохранить общение с сыном и ведет с ним переписку — в своих ответных письмах Ваня врет, чтобы порадовать отца, почувствовать себя значимым и оправдать ожидания незыблемого и далекого идеала. Внутренние переживания ребенка, оказавшегося без отцовской опоры, четко прослеживаются в эпизодах с его снами и броском копья.

   «Мой любимый клоун», 1986 Кадр из фильма
«Мой любимый клоун», 1986 Кадр из фильма

В фильме «Мой любимый клоун» того же года перед зрителями вновь образ отца, который оказывается роднее кровного. Артист московского цирка Сергей и его супруга не могут иметь детей. Пара приняла решение усыновить мальчика, но в день, когда нужно забрать шестилетнего Ваню домой, жена меняет свое решение. И даже больше — уезжает за границу. Вопреки появившимся трудностям, Сергей не отказывается от ребенка. А когда приходит время выбирать между карьерой и здоровьем ребенком, он выберет Ваню, что нельзя не воспринимать как обращение к ценностям советского гражданина.

90-е

«Сын за отца», «Вор»

В нелегкие девяностые годы фокус кинематографистов был сконцентрирован на социальной неустойчивости государства. Наблюдается противопоставление образа идеального отца — заботливого, любящего, подающего ребенку пример, и родителя безразличного и холодного. Фильм «Сын за отца» (1995) — один из тех проектов, которые честно показывают жестокие реалии 90-х.

   «Сын за отца», 1995 Кадр из фильма
«Сын за отца», 1995 Кадр из фильма

Преуспевающий столичный врач с собственной клиникой приезжает к своему отцу в Минск. Он тоже был успешным врачом — одним из ведущих хирургов в городе. Но времена изменились, и мужчина оказался не у дел. Сын решает помочь отцу встать на ноги, начать новое дело и выжить в новом жестоком мире.

В 1997 году вышел фильм «Вор», рассказывающий о судьбе Саши — ребенка, потерявшего отца на войне. Долгое время они с матерью жили вдвоем, пока она не влюбилась в военного Анатолия. Екатерина познакомилась с ним в поезде и вскоре решила, что Толя — ее судьба. Только вот мальчику с новым папой не повезло: мужчина довольно грубо обращался с Сашей. И несмотря на это, малыш все же привязался к смелому и сильному дяде Толе. Мужчина не оправдал ожиданий семьи — Толя оказался обычным вором, который лишь прикрывался женой и ребенком.

   «Вор», 1997 Кадр из фильма
«Вор», 1997 Кадр из фильма

Судьба их развела: вора поймали и посадили, Екатерина погибла, а Саша остался совсем один. Встретив однажды Анатолия на улице, уже подросший мальчик обрадовался — он увидел единственного «родного» человека, оставшегося у него на земле. Но после разговора понял, что вору нет до него дела, и тогда, несколько лет назад, он без сожалений отказался от «семьи».

   «Гром: Трудное детство», 2022 кадр из фильма
«Гром: Трудное детство», 2022 кадр из фильма

Приквел «Гром: Трудное детство» раскрывает в современной интерпретации тему взаимоотношений отца и сына на фоне девяностых. Гром старший (Сергей Марин) в фильме показан отстраненным и сдержанным: он любит сына (Кай Гетц), но не проявляет своих чувств. Все его мысли заняты защитой города, а времени на ребенка практически не остается. Так маленький Игорь оказывается предоставлен сам себе и улице.

2000-е

«Возвращение», «Елена»

   «Возвращение», 2003 Кадр из фильма
«Возвращение», 2003 Кадр из фильма

В нулевых произошло значительное расширение некогда узких образов отца в кинематографе. Фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева, снятый в 2003 году, рассказывает историю двух маленьких братьев. В их жизни внезапно появляется отец, которого они никогда в жизни не видели. В фильме образ отца сформирован как что-то неожиданное, неизвестное, но авторитарное. Такой чужой и незнакомый папа забирает мальчиков в поход. В процессе они ездят по делам, рыбачат и ночуют в палатках два дня, а на третий уплывают на заброшенный остров. Братья по-разному реагируют на внезапное появление. Так, Андрей быстро признает авторитет родителя и, видя в нем воплощение Закона, во всем прислушивается, Ваня же сопротивляется, показывая свой характер.

   «Елена», 2011 Кадр из фильма
«Елена», 2011 Кадр из фильма

Андрей Звягинцев стал одним из ключевых исследователей темы отца, которая часто фигурирует в его кинокартинах. Другой его фильм — социальная драма «Елена» (2011) о силе материнской любви, но и без образа отца здесь не обошлось. Героиня Елена вышла замуж за обеспеченного Владимира: для обоих героев это второй брак. От первого брака у Елены есть «протирающий штаны» сын, а также внук, которого срочно надо спасать от армии — конечно, материальным путем. Владимир наотрез против такой помощи: «Я живу с тобой, а не с твоими родственниками!» — заявляет он в ссоре. При этом своей родной дочери он позволяет все и даже больше, потакая любым ее прихотям.

2020-е

«Конец Света», «Батя», «Межсезонье» и «Мажор»

Современные комедийные сериалы показывают отца упрощенно, опираясь на архетипы — властная, жесткая, но отсутствующая и далекая фигура, с которой нет особенной близости, но есть обязанность.

   «Конец света», 2022 кадр из сериала
«Конец света», 2022 кадр из сериала

Так, сериал «Конец света», на днях вышедший на Кинопоиске, рассказывает о возвращении Князя Тьмы в российскую столицу. Подобно Воланду из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, Владыка появляется на Патриарших, только теперь цели он преследует иные — его заботят отношения с сыном, которые он срочно хочет восстановить. Тридцатилетний Антихрист срочно понадобился папе, чтобы устроить самый настоящий конец света. Отец предстает перед зрителями властным, даже всемогущим. Ему сложно, страшно и бесполезно сопротивляться.

   «Батя», 2020 Кадр из фильма
«Батя», 2020 Кадр из фильма

Двумя годами ранее свет увидел фильм «Батя», вышедший на платформе Premier. Миллениал Макс рос в лихие девяностые, и отец у него был строгий и грозный. От таких редко услышишь похвалу или такую важную фразу «Я люблю тебя». А сейчас Макс и сам занял его место — стал отцом двоих детей. Только времени с семьей он предпочитает рабочие будни, потому что просто не умеет быть папой.

   «Межсезонье», 2021 Кадр из фильма
«Межсезонье», 2021 Кадр из фильма

Драматические картины раскрывают образ иначе — отец выступает авторитарным и жестким, но в то же время вовлеченным, обеспокоенным, более заботливым родителем. Например, в фильме «Межсезонье» (2021) отчим Саши — полицейский. Ночью он вместе с женой разыскивает свою падчерицу и уже тогда говорит о решении вопроса силой, демонстрируя кулак, в котором собирается держать Сашу. Все последующие попытки решить конфликт с ребенком авторитарный отчим также предпринимает с позиции власти. «Межсезонье» доступен к просмотру на Иви, Okko и Кинопоиске.

   «Мажор 4», 2022 кадр из сериала
«Мажор 4», 2022 кадр из сериала

Таким же характерным предстает герой сериала «Мажор». В четвертом сезоне Игорь Соколовский оказывается отцом девятилетней Сони, о чем он поначалу и сам не знает. Но сделав для себя интересное открытие, Игорь силой забирает ребенка и оформляет отцовство. Чтобы наладить контакт с Соней, Мажор привлекает к взаимоотношениям с новоиспеченной дочерью психолога.