Помните ли вы такую передачу на отечественном телевидении, как «Улица Сезам»? Честно говоря, сам я помню её очень смутно. Только засели в голове строчки из песенки:
В мире столько интересного,
Совершенно неизвестного.
Убедишься в этом сам
На улице Сезам, на улице Сезам!
А тут недавно я наткнулся на интересную публикацию – перевод статьи из американского издания Vulture (веб-подразделение журнала New York, специализирующееся на освещении массовой культуры), где рассказывается о перипетиях запуска российской версии этого шоу.
Статья большая, довольно скучная, но во многом примечательная для нас. Поэтому кратце перескажу, в чём суть, дополнив материал некоторыми уточнениями.
Есть такая журналистка – Наташа Лэнс Рогофф. Да, вы правильно подумали. Потомок эмигрантов из Российской империи. В начале 1980-х он поехала студенткой по обмену в Ленинград, чтобы изучать русский язык. Да так и осталась здесь вплоть до распада СССР, снимая новостные сюжеты и документальные фильмы для ряда американских каналов. Честно говоря, было неожиданно прочесть такие откровения:
Я делала серьёзные ленты об экономике, андеграундной культуре и политике, путешествуя в Москву, Сибирь, на Украину, в Эстонию и Армению.
(Ничего себе, закрытая от иностранцев страна... Приезжай, катайся туда-сюда, документальные фильмы снимай... Но сейчас не об этом.)
После распада СССР ей предложили продюсировать американское детское комедийное шоу на российском ТВ.
Дальше она набивает себе цену, рассказывая, что «адаптировать весёлое идеалистическое мировоззрение «Улицы Сезам» для России-матушки — задача не только невероятно сложная, но и опасная». (Мы в курсе, конечно, что у нас творилось в 90-е, но почему этот бардак и разгул преступности она таким образом относит на свой счёт, мне не понятно.)
Так или иначе, журналистка до сих пор жива-здорова и смогла поделиться воспоминаниями о своей работе.
Прямо скажем, не все детали внедрения шоу на российское телевидение понятны из этого длинного рассказа, но картина вырисовывается такая.
В начале 1990-х годов по просьбе Sesame Workshop (американской НКО, производящей «Улицу Сезам») в Вашингтон из СССР отправилась Елена Анатольевна Ленская, чтобы выступить в защиту русской адаптации шоу перед Комитетом Сената США по международным отношениям. (Любопытно, что во главе этой комиссии находился небезызвестный нам... Джозеф Байден. Да-да, тот самый американский президент, над которым ныне так часто потешаются. Правда, в ту пору он был ещё сенатором.)
Как всё прошло, Наташа Рогофф умалчивает, но очевидно, что прошло неплохо, раз шоу в итоге запустили.
Кстати, who is Dr. Elena Lenskaya? О ней можно почитать здесь и здесь. Вкратце: учитель английского языка, кандидат педагогических наук.
В 1987 году начала работать в составе ВНИК «Школа», и была соавтором целого ряда программных документов и концепций, в том числе концепции языковой политики в образовании. В 1991 году стала работать в Министерстве образования России в должности начальника управления по международному сотрудничеству.
Сотрудничает с фондами Сороса, награждена в 2007 г. Орденом Британской империи, сегодня трудится в Московской высшей школе социальных и экономических наук. Почему-то о её роли в запуске телешоу в русскоязычных источниках не сообщается, хотя казалось бы, о таком масштабном проекте грех не упомянуть...
Ну вот, не прошло и трёх лет, как лёд тронулся. Предварительно в Нью-Йорк на тренинг был вызван ещё один кандидат педагогических наук – Анна Герцовна Генина, сотрудник Московского государственного академического детского музыкального театра. По какому принципу отбирались люди от российской стороны, не ясно. Но, похоже, эта ставка оправдалась, поскольку Dr. Genina развила бурную деятельность.
Для подготовки к семинару на протяжении нескольких месяцев доктор Генина ездила по отдалённым регионам бывшего Советского Союза, привлекая экспертов, которые могли бы помочь определить образовательную базу для шоу. Однажды в Екатеринбурге к ней присоединилась доктор Шарлотта Коул (Dr. Charlotte Cole), вице-президент CTW. Вместе они брали интервью у российских учителей и учёных, специализирующихся на развитии детей раннего возраста. Доктор Генина поведала им, что цель семинара — найти золотую середину между типичными для бренда «Улица Сезам» западными либеральными ценностями и культурой и духовными ценностями постсоветской России.
Действительно, создавалось шоу всерьёз и надолго. Американцы организовали семинар, где встретились западные телевизионщики и советские (по факту уже не советские, но по менталитету именно такие) педагоги. Забавно, что американцам пришлось там выслушать немало нелицеприятного про свою культуру и образование.
После официального представления участников и приоритизации объектов повестки мы смотрим видео с фрагментами американского шоу. Ещё до того, как оно заканчивается, один из участников, профессор математики, нетерпеливо поднимает руку, чтобы высказаться.
«Наши дошкольники намного умнее американских, — говорит он. — Для шоу нужна более продвинутая учебная программа».
Преподаватели по обе стороны от него кивают в знак согласия.
Я сижу тихо, понимая, как это звучит для присутствующих в зале американцев. Образование — одно из выдающихся достижений Советского Союза, но это не значит, что дети с пелёнок разбираются в математике.
Генина сглаживает неловкость:
Мы действительно сверхдержава, и наши дети быстрее других изучают буквы и цифры, но также им нужны новые навыки и новый образ мышления, чтобы подготовиться к успешному переходу на путь демократического общества.
Она подчёркивает, что цели учебной программы «Улицы Сезам» будут отличаться от американских, но «не потому, что российские дети умнее».
Впрочем, новый образ мышления, которому предполагается учить детей, вызывает неприятие.
Физик рассказывает о том, что капитализм не способен удовлетворить потребности простых русских людей, которые привыкли к защите и безопасности, которые обеспечивало им социалистическое государство. «Плохо обучаемые и слабые не должны страдать из-за неумения зарабатывать деньги. Это негуманно, мы не должны учить такому детей».
Специалист в области здравоохранения соглашается: «Мы не хотим, чтобы наши дети завидовали людям, у которых есть материальные блага и богатство».
Учитель математики кричит через столы: «Сильные стороны России — это математика и естественные науки, и сохранить нужно прежде всего эту силу. Нельзя поддаваться разрушительной одержимости Запада капиталом».
Другой учитель утверждает: «Если шоу сделает акцент на деньгах, наши дети вырастут меркантильными, а не социально ответственными людьми».
Интересно, что Наташа Рогофф внутренне согласна с этими голосами.
Озабоченность группы по поводу того, как богатство может изменить общество, вполне обоснована. Многие из моих западных друзей в Москве (да и я сама, наверное, тоже) излишне восхваляют свободные рынки, игнорируя растущее экономическое неравенство на территории бывшего Советского Союза. Слушая интенсивный обмен мнениями, я поражаюсь тому, как многие идеи о капитализме переплетаются с идущими в США дебатами между либералами и неоконсерваторами.
И всё же она горит пылом миссионера, попавшего в страну непросвещённых варваров:
Перед этими педагогами стоит серьёзная дилемма; мало кто из них и сам знает, что такое свободный рынок. Еще три года назад они стояли перед учениками и на манер дирижёров размахивали деревянными указками, распевая прославляющие социализм песни.
(Как вам образ? У кого были такие певучие учителя-дирижёры? 🙂)
Я поднимаю руку и предлагаю в рамках шоу «Улица Сезам» показать, например, то, как дети сами продают лимонад — способ знакомства с миром бизнеса и командной работой.
Группа в ужасе — не столько от факта уличной торговли, сколько от идеи заставить детей заниматься «грязной коммерческой деятельностью», как выразился один участник. «Только отчаявшиеся бедняки торгуют на улице, чтобы выжить; к тому же это опасно», — утверждает другой. Третий предостерегает: «Неправильно показывать детей, пытающихся заработать деньги, это может взрастить жадность».
Не ожидала, что мой пример вызовет такую реакцию.
Тут в игру вступает упомянутая Елена Ленская.
Она встаёт и начинает говорить. «Российская система образования, безусловно, переживает кризис. У министерства недостаточно денег, чтобы выплачивать зарплату учителям, не говоря уже об издании новых учебников».
Её голос смягчается, и доктор Ленская переходит к деликатной проблеме: «Советская система образования создавалась для того, чтобы достигнуть вершин в естественных науках и математике, и с этой задачей мы прекрасно справились. Но сегодня она перестаёт выдерживать критику, и «Улица Сезам» может дать нам альтернативный инструмент обучения детей, пока мы пересматриваем учебную программу для новой России».
Многие нервно ёрзают на стульях. Похоже, им неловко слышать, как правительственный чиновник в присутствии американских гостей признает слабости российской системы образования.
Рогофф благодарна Ленской и Гениной за то, что представили «Улицу Сезам» в позитивном свете.
С командой мы обсуждали всё это уже несколько месяцев, но высказанные в первый день семинара пронзительные идеи производят на нас глубокое впечатление. Теперь я понимаю важность научно-производственной модели «Улицы Сезам» и учебного семинара. Последний является ключом к достижению консенсуса о способах удовлетворения реальных потребностей детей и создания релевантного, актуального и убедительного контента. ...
К концу семинара консенсус достигнут, даётся старт производству четырёх сезонов «Улицы Сезам».
На этом статья заканчивается и как дальше развивались дела, я не знаю. Не ясно также, в чём заключался консенсус, поскольку в статье он не показан. Похоже, все озабоченности российских педагогов были успешно проигнорированы.
Понятно только, что деньги в программу вкладывались немалые – по некоторым данным первоначальными спонсорами проекта выступили компания «Нестле», Фонды Сороса и Агентство США по международному развитию. Передача выходила с октября 1996 г. по 31 декабря 2007 г. на нескольких телеканалах.
Почему проект закрылся, я сведений не нашёл. Наташа Рогофф вскользь упоминает «тот день, когда российские солдаты с автоматами АК-47 ворвались к нам в офис и навсегда опечатали его, конфисковав сценарии, эскизы декораций, оборудование и даже наш обожаемый талисман в натуральную величину». Но с чего бы российским «солдатам» захватывать офис детской передачи? В русскоязычных источниках я таких драматичных историй не нашёл, поэтому не исключаю, что эта деталь, скажем так, не вполне достоверна.
Впрочем, я призываю читателей поразмыслить не о судьбе этого шоу, а о другом. Меня поразил подход при подготовке запуска российской версии шоу. Вот эти самые многочисленные консультации с учёными и педагогами разных профилей. На мой взгляд, это как раз то, чего нам сильно не хватает. Нужна системность, глубина проработки при создании обучающих детских телепрограмм. Вот только вверять судьбу своего образования и воспитания иностранным «партнёрам» – что может быть глупее и недальновиднее? И в какой суверенной стране такое возможно?
При этом картина того, как действует махина по продвижению западной культуры и мировоззрения, вырисовывается всё отчётливее. См. статью Как ЦРУ поддерживало антисоветские культурные проекты. Похоже, с культурой дела обстоят так же, как с армией – не хочешь кормить свою, будешь кормить чужую.