Найти в Дзене
Кабачок "У Тулио"

Assassin's Creed Origins – Достопримечательности!

Оглавление

Всем привет! Сегодня мы завершаем наше путешествие по «почти» Древнему Египту! Не одними пирамидами славится Египет: есть ещё храмы и другие величественные сооружения на его территории. Правда не «всё гладко» с этими памятниками в игре, в том числе и с информационным освещением. Что сделано хорошо, а что не очень – давайте разберём в этой статье. Поехали!

Предыдущая статья: Assassin's Creed Origins – Чудеса!

Возможно, руины храма Рамсеса II, но это не точно! ☺ (Скриншоты из игры делал сам)
Возможно, руины храма Рамсеса II, но это не точно! ☺ (Скриншоты из игры делал сам)

Храм Тота как аллюзия на Абу-Симбел

В основном все места, о которых я хотел бы поговорить расположились в дополнениях к оригинальной игре, но об одном сооружении мне хочется поведать отдельно и находится оно на юго-востоке оригинальной карты игры, около Нила. На карте это место обозначено как Храм Тота, но по внешним признакам, если смотреть снаружи, я бы так не сказал. Дело в том, что на входе сидят четыре статуи неизвестно кого, если исходить из назначения храма. А вот если подходить со стороны узнавания, то всё встаёт на свои места. Я не удивлюсь, что разработчики очень бы хотели поместить в игру знаменитый Большой храм Абу-Симбела с четырьмя сидящими статуями Рамзеса II (ок. 1279—1213 годы до н. э.) у входа. Но есть одна проблема – реальный храм расположен на удалении в семьсот километров от дельты Нила. А самая крайняя точка игры – примерно 350 километров, недалеко от долины Царей, как раз у первых порогов на реке Нил.

Но, подозреваю, добавить его очень хотелось, поэтому в игру добавили храм, который не имеет явных признаков, по которым можно было бы его соотнести с каким-нибудь ещё храмом, кроме вышеупомянутого. Посвящён он богу Тоту (богу мудрости), статуи внутри есть, но с реальным Абу-Симбелом он не соотносится (Большой храм был воздвигнут в честь Рамзеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху). Реальный храм (а, на самом деле, весь комплекс) заслуживаю отдельной даже не статьи, а циклов статей – настолько этот памятник уникален. Для затравки только напишу, что это один из немногих примеров переноса памятника с одного места на другое, спасая его от строительства новой плотины! Просто представьте – два храма нужно было полностью разобрать, а затем собрать на новом месте не испортив объект культурного наследия! Если нужна такая статья – пишите в комментариях.

Храм на Синае

А теперь давайте посмотрим какие достопримечательности есть в дополнениях к оригинальной игре и начнём с Синайского полуострова (сам сюжет дополнения – неинтересный). На нём узнаваемой оказалась только одна достопримечательность, но, которая, увы, не из этого места. Вообще, там всё как-то странно – везде стройки «египетских масштабов» - возводятся храмы и пирамиды, но что это? Неужели была такая экспансия Египта в эпоху эллинов? Скорее всего нет, поэтому разберём только «храм Тота» (да, ещё один храм Тота, видимо этот бог понравился разработчика, или они таким образом решили показать, что их допущения от большого ума ☺). У этого сооружения есть прототип, который до наших дней не сохранился, а именно пирамидальный храм солнечного бога Ра – Абу-Гораб (2400-е годы до н. э.). Есть, правда одна заминка – стоял он в Мемфисе, а не на Синайском полуострове! Самое интересное, что в игре в этом храме есть загадки со светом и зеркалами, что как бы намекает на причастность данного сооружения к солнечным божествам, но нет. В любом случае в игре данный памятник присутствует, можно на него полюбоваться.

Карнакский храм

Теперь мы перебираемся в другое дополнение, место действия которого происходит за 350 километров на юг от дельты Нилы. Первым нашим памятником будет знаменитый Карнакский храм – крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, посвящённый «фиванской триаде»: верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. О празднике Опет, который проводился в честь этих богов я рассказывал в первой статье.

Сам храмовый комплекс интересен в первую очередь тем (по крайней мере мне), что строился и перестраивался он примерно XX веков! Посудите сами: первое строение (из датируемых) было возведено как храмовое при фараоне Сенусерте I, правившего в XX веке до н.э., а последним, кто строил на территории комплекса был римский император Домициан (81–96 годы н. э.). Закончилась стройка, фактически, с принятием христианства, т.к. следствием этого стало закрытие всех языческих храмов, но Карнак к этому времени уже находился в запустении.

Опять же, об этом комплексе говорить нужно отдельно, разделяя статьи по правителям и основным событиям. На храме отражалось всё: и семейные дрязги между Хатшепсут и её пасынком Тутмосом III, и грандиозные успехи Аменхотепа III, и Эхнатон с культом Атона, и многое другое. Если есть желание узнать про это – пишите комментарии, с удовольствием копнём глубже!

Луксорский храм

Храмовое строительство, посвящённое богу Амону, на этой территории началось в эпоху Среднего царства (XX—XVIII веках до н. э.), т.е. примерно в то же время, что и Карнакский храм, но у него была своя судьба.

Храмовый комплекс как минимум один раз разбирался «на запчасти» для строительства других построек, поэтому каким был первоначальный облик мы уже не узнаем. Кто знает, с чем был связан подобный акт «вандализма», возможно у кого-то из правителей появилась мысль: «а зачем нам в одном месте два храма Амону? Давайте один разберём и достроим второй!». Но тем не менее, несколько позже положение дел в Древнем Египте выправилось и свой законченный вид Луксорский храм (а также прилегающая территория) приобретают при двух фараонах: Аменхотепе III и Рамсесе II. В это время появляется аллея сфинксов, соединяющая Луксорский и Карнакский храмы и по которой совершается ежегодное шествие в праздник Опет. Сам храм в это время был заметно расширен.

В эллинистический период было одно очень интересное изменение в Луксорском храме – в глубине храма перед главным святилищем было сооружено святилище Александра Македонского. А с приходом римлян (напомню, это было в 30 году до н. э., а действие игры в этом дополнении – примерно 40 год до н.э.) храм и окрестности были крепостью легионеров и резиденцией римского наместника в этом районе. Что странно, если обратить внимание на приведённые мной даты – в игре храм уже захвачен римлянами. Я давно заметил, что у творцов с датами и логикой сплошная беда…

Кстати, отвлечёмся от храма на минутку. Вообще с римлянами и эллинами в Египте ничего не вяжется, если рассматривать события игры. В игре династия Птолемеев рассматривается как нечто чисто египетское, даже облачения действующего фараона и Клеопатры полностью напоминают те атрибуты царствующих династий в древности. Вот только с реальностью это не вяжется, т.к. Птолемеи – потомки эллинов, т.е. грубо говоря «греков». А это накладывало серьёзный отпечаток на внешний вид. Даже Александрия в игре выглядит как «греческий» город. Почему там везде не стоят сфинксы и пирамиды ☺?

Октавиан Август в образе египетского фараона. И всё-таки мы знаем римского императора несколько в другом виде ☺
Октавиан Август в образе египетского фараона. И всё-таки мы знаем римского императора несколько в другом виде ☺

Но я сейчас немного не об этом. Финал основного сюжета говорил о том, что «наше братство Незримых» приструнило всех: Птолемея XIII – убило, Цезаря – убило, Клеопатру – усмирило. И счастливый конец, Египет спасён! Вот только в реальности, всего через 14 лет после смерти Гая Юлия Цезаря Египет становится провинцией Римской империи. Как-то всё это очень глупо, вы не находите?

Но вернёмся к Луксорскому храму. Во время римского правления часовня храма перестраивалась под культовую часовню Тетрархии, а затем в церковь. А после арабского завоевания в 640 году часть Луксорского храма была переоборудована в доныне функционирующую мечеть Абу Хаггаг. У данного культового сооружения, опять же, очень богатая история. За раз не осилить ☺!

Колоссы Мемнона

Данный памятник является примером забавной путницы в названиях: данные статуи, изображающие Аменхотепа III, названы в честь Мемнона – царя эфиопов. Название, скорее всего «прилипло» уже в эллинистический период. Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа. Когда-то это был самый роскошный храм, но сейчас от него, увы, ничего не осталось. И только безмолвные статуи по-прежнему стоят на страже.

Храм Хатшепсуп

Ещё один узнаваемый памятник – Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, настоящий шедевр древнеегипетской архитектуры. И здесь я хотел бы от себя добавить, что в игре это, наверное, единственный памятник, который не впечатляет. Не удивлюсь, если разработчики игры были ярыми женоненавистниками и не могли себе позволить сделать храм в игре (который в жизни был построен под руководством фараона-женщины) красивее, чем аналогичные храмы, возведённые фараонами-мужчинами. Вижу только такое объяснение.

В жизни храм очень сильно пострадал от действий пасынка царицы Хатшепсут – фараона Тутмоса III. Он пытался уничтожить все следы владычества мачехи. Но сейчас археологам удалось восстановить первоначальный вид этого сооружения. В игре, на мой взгляд, сделали достаточно спорную реконструкцию, особенно та её часть, которая касается пирамиды! Да, попадаются реконструкции облика с ней и без неё. Но, опять же, повторюсь – храм в игре блёклый, внимания особого не заслуживает. Лучше почитать о том, каким был храм в действительности! Строился он в начале XV века до н. э. и использовался в языческих обрядах вплоть до окончания птолемеевских времён.

Долина царей

А теперь перейдём к последнему на сегодня комплексу «памятников» - к ещё одному некрополю. Долина царей – это скалистое ущелье, где в период Нового царства (с XVI века до н. э. по XI век до н. э.) строились гробницы для фараонов и чиновников. Первым здесь похоронили Тутмоса I, последним Рамсеса XI. На этой территории с начала XVIII века ведутся раскопки – первыми пришли кладоискатели, затем археологи. Данный памятник изучают до сих пор. В игре он представлен четырьмя гробницами известных персонажей, а именно: Эхнатона, Нефертити, Рамсеса II и Тутанхамона, что достаточно интересно.

Кстати, Assassin's Creed Origins отличилась в плане мистицизма. Впервые я был не удовлетворён объяснениями касательно попадания главного героя в Дуат (загробный мир)! По сюжету дополнения к игре, новый владелец артефакта (о котором я писал в предыдущих статьях) вызывает из мёртвых правителей прошлого в виде дерущихся мумий! Теперь «яблоко Эдема» происходит от Атона – солнечного диска! Диска, а не шара! Даже здесь уже противоречия, ведь фараон Эхнатон отменил других богов оставив только зрительную форму бога Ра – Атона. А нам пытаются доказать, что имелся ввиду шар! И даже в одном из четырёх «загробных миров» мы видим в небе шар! А чтобы усмирить мумий нужно сразиться с ними в их загробных мирах! Вопрос «Что здесь происходит?» не покидал моей головы. Самое смешное, что, наконец заполучив этот артефакт в конце игры мы отдаём его какому-то рыжему жулику, чтобы он его спрятал. Вдуматься только: жулику отдать самую смертоносную вещь на земле (судя по игре), чтобы он её спрятал. Отличный план!

Итог нашего путешествия

Что можно сказать в итоге нашего небольшого экскурса в историю посредством видеоигр? А то, что любую картину, какой бы красивой она не была, невозможно превратить в искусство, если она не несёт под собой настоящей истории – отпечатка эпохи. Вместо этого в игре мы можем наблюдать всего лишь репродукции с настоящих шедевров. Иногда эти поделки неплохие, а иногда отвратительные.

Культура Древнего Египта прочно вошла в мировую культуру, а его памятники стали огромным памятником нашим человеческим возможностям. В массовой культуре Египет (вместе с мумиями) прочно держит своё место. В фильме «Хранители» не смотри, что кумиром главного злодея Адриана Вейдта был Александр Македонский, имя он себе взял в честь Рамсеса II – Озимандия, а базу свою окрестил новым Карнаком. А если хочется поднять настроение, можно почитать рассказ «Египетские ночи», который написал Михаил Николаевич Задорнов про его путешествие по Египту (один из лучших его рассказов, на мой взгляд) и который заканчивается следующей фразой: «Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать»!

Но основным, что хотелось бы увидеть и что я увидел в игре – это строения «при жизни». Посещая различные памятники, заброшенные строения, которые давно не используются по назначению или смотря кино, где показывают замок со стенами, на которые пытаются посадить рыцарей, но при этом сажать их некуда, ведь все боевые галереи давно разобраны, чувствуется фальшь. Любое строение должно быть живым, а возможно это только когда в нём «живут». В конце фильма «31 июня» есть замечательный диалог, которым я и хочу закончить эту статью:

Мальгрим: Перед вами изображение дракона, они обитали здесь в XII веке и представляли довольно серьёзную угрозу для жителей этого замка, который назывался Пирадор.
Мелисента: Пирадор? Это что, XII век?
Сэм: Начало инквизиции…
Мелисента: Мрачноватая история.
Мальгрим: Нет, не скажите! Когда-то здесь жарко пылал камин, горели смоляные факелы, играла музыка и раздавался смех.
Кадр из фильма «31 июня». (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Кадр из фильма «31 июня». (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!