Гала-концерт Международного фестиваля инклюзивного танца, десятого, юбилейного, а потому созданного с особенной любовью. Крокус Сити Холл – с его волшебным, бомбическим звуком, и впервые Inclusive Dance на профессиональной сцене звёздного уровня. Кажется, что десятое по счету дитя рождается в самых больших муках, но оно, как сказочный третий сын, призвано изменить многих и многое.
Полный зрительный зал, и со сцены сказано то, что должно быть сказано: не хипповское и эфемерное «Люди, любите друг друга», а настоящее: мы можем, мы способны быть вместе, мы имеем эту способность – быть людьми, мы имеем этот свободный выбор. Это только выбор, но он у нас есть. Такое напоминание длинной в два часа, на большой сцене, с лучшими танцорами в инклюзивном танце со всей страны – способно влиять на события.
Идея человеческих отношений, выраженная в центральном, стержневом танце двух людей – маленькой девочки на коляске и взрослого мужчины, профессионального танцора – была одновременно неожиданной и прекрасной. Настолько разные люди могут быть настолько связаны и до такой степени друг друга понимать. Вокруг из взаимопонимания и духовной связи и вращалось все театральное танцевальное действие.
Никаких отдельных танцевальных номеров не было. На сцене существовал непрерывный танец, который, казалось бы, был еще более гармоничным и еще более изящным оттого что в нем была – Душа. Ведь танец – это не ноги. Танец - это душа. И тогда становится не очень важно – а что там с ногами. На сцене утверждалась не просто идея танца, как вида искусства, не просто эстетика инклюзивного танца, не только идея реабилитации через культуру и среду, а сама концепция мироустройства. В жизни всегда есть смысл. Высказывайся, выражай себя, делай мир лучше тем, чем это возможно, и тогда никто не заметит дефицита или подмены. Все будут смотреть только на то лучшее, что происходит в данный момент. Руки – значит, руки.
Вот об этом был гала-концерт и весть многодневный фестиваль. Он был о человеческих отношениях. Много, очень много людей работали над тем, чтобы он состоялся и был действительно грандиозным. И он стал каким-то даже вызывающим, результатом некоего очень сильного «вопреки».
Но мы там все обнимались. Даже с незнакомыми людьми обнимались на ходу, пробегая мимо фотозоны или гримёрок. Но вообще-то, почти все были уже знакомыми, потому что вокруг основателей и руководителей проекта Инны и Леонида Тарасовых собирается сообщество, которое я бы назвала «Тарасовские приёмыши». Не помню, в какой момент я осознала, что неизбежно стала ещё одним тарасовским приёмышем. За сценой, там, где этот фестиваль и концерт создавались технически, тоже была Душа, семья и большой человеческий вызов.
Леонид – он основатель во всём. Не знаю как, но он основал еще одно внезапно заработавшее направление: Школу медиаволонтёрства. Это когда приходят добровольцы и собирают интересные истории людей, оказавшихся в инклюзивном танце, людей, которых изменил инклюзивный танец. Для чего? А чтобы окончательно разобраться – как же такой танец работает. Потому что всё, что было, напоминало «магию», а магию просто так не объяснить.
Танец людей с инвалидностью – не работает. А инклюзивный – да, хотя и до конца не ясно, как именно. Так вот, волонтеры всех возрастов брали интервью у участников, а потом прибегали ко мне, чтобы рассказать, как всё прошло. Видели бы вы их лица! А я – видела. Они и плакали, смеялись, удивлялись, очаровывались, воспаряли, они заводили себе новых друзей и становились чьими-то «фанатами». И это даже не сам инклюзивный танец! Это только разговоры о нём.
Я тоже собирала истории, и Иван, колясочник из Липецка, сказал мне замечательную вещь: «Мы им больше нужны, чем они нам». На тот момент я уже примерно понимала, к чему приду в конце этого странного проекта со сбором историй. Как работает инклюзивный танец? Да пожалуйста!
Когда нужно делать сложные синхронные движения, с партнером возникает связь. Сначала на уровне тела, потом это уже эмоциональная связь, а потом на уровне ноэтического или еще этот уровень называют уровнем Человеческого духа, в котором не остаётся ничего животного, никаких инстинктов, только соприкосновение того, чем в основе своей, в своей сути является человек.
Человек начинает говорить с Человеком напрямую, делая движения, подстраиваясь, знакомясь всё больше, минуя остальное, вглядываясь. И видит того, кто там, он взаимодействует только с тем, кто там – он не затронут ни болезнями, ни жизненными обстоятельствами. Находящееся внутри - ничем не повреждено. Это человеческое Я, оно целиковое всегда. В инклюзивном танце не общение инвалида с инвалидом или здорового с больным. Там Человек напрямую в диалоге с Человеком. И границы становятся условными.
Этот удивительный навык всматриваться в другого безусловно, видеть его не потрепанным и поломанным болезнями и обстоятельствами, а видеть его таким, каким он изначально задуман, совершенным, потом переходит на все сферы жизни, и это умение уже невозможно отменить. Оно – пробуждает. Стоит только хотя бы раз увидеть человека в его первоначальном совершенстве и начать диалог с ним, а не с его травмами и генетикой, все паззлы жизни пересобираются в совершенно иную картину, и это уже насовсем. Вот как просто работает инклюзивный танец. И вот почему проект Inclusive Dance должен остаться и продолжить свой путь не смотря на все сложности, которые ещё встретятся на этом пути.
Ольга Авдеева, руководитель медиаслужбы Inclusive Dance