Найти тему

Осваивать язык, играя

Кандидат филологических наук рассказала, когда детям начинать изучать английский и как это делать правильно

Онлайн-курсы по иностранному языку для малышей, очные развивающие занятия, мультфильмы, книжки, посты блогеров, где дети вовсю говорят на чужом языке. Современные родители сталкиваются с огромным количеством информации и рекламы, которая утверждает: вашему ребёнку пора изучать английский. Как понять, что малыш готов получать знания и в каком возрасте лучше начинать? На эти вопросы в эфире программы «Утро» на ТВР24 ответила кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования Ольга АРИСТАРХОВА.
Онлайн-курсы по иностранному языку для малышей, очные развивающие занятия, мультфильмы, книжки, посты блогеров, где дети вовсю говорят на чужом языке. Современные родители сталкиваются с огромным количеством информации и рекламы, которая утверждает: вашему ребёнку пора изучать английский. Как понять, что малыш готов получать знания и в каком возрасте лучше начинать? На эти вопросы в эфире программы «Утро» на ТВР24 ответила кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования Ольга АРИСТАРХОВА.
— Мозг ребёнка отличается от мозга взрослого человека. Дети лучше впитывают всю информацию, которая к ним поступает, в том числе языковую. Так ли это?
— Мозг ребёнка отличается от мозга взрослого человека. Дети лучше впитывают всю информацию, которая к ним поступает, в том числе языковую. Так ли это?

—  Да, действительно, даже учёные не знают, как это происходит, как ребёнок усваивает родной язык. Он просто впитывает и начинает говорить. Ему не объясняют правила грамматики, не дают книжку с буквами, с ним просто разговаривают — и он тоже удивительным образом начинает говорить. Мозг ребёнка в этом плане очень отличается от мозга взрослого человека.

— С какого возраста нужно начинать изучение иностранного? Билингвы, наверное, осваивают второй язык с рождения автоматически. А если в семье говорят только на русском?

— Ребёнок способен усваивать с рождения не только свой родной язык, но и иностранный. Тогда он немного позднее начинает говорить, потому что мозгу нужно время, чтобы разложить по полочкам несколько языков. Если, например, мама говорит на одном, папа — на другом, то и ребёнок будет говорить на двух. Или, например, помните, в России раньше богатые люди выписывали гувернанток из Франции, которые не знали русский?

Общения было много, и ребёнок говорил по-французски, как носитель, то есть для него это был тоже родной язык. У детей довольно большой период времени, когда они готовы именно таким образом осваивать иностранный язык, как родной. Потом эти «двери» закрываются, и мы совершенно иначе подходим к освоению языка: изучаем правила, грамматику и так далее. Поэтому чем раньше начинать, тем лучше.

Если с ребёнком с рождения постоянно говорить на двух языках, то для него оба станут родными. Если мы говорим об освоении иностранного языка на курсах, то оптимальный возраст с четырёх лет, не раньше. Но и в четыре года не все дети способны заниматься: многие ещё боятся оторваться от мамы, боятся общения с чужим человеком-педагогом, не готовы к занятиям в группе, им страшно. Когда страшно, мозг не готов к восприятию информации. А вот в пять лет готов уже практически любой ребёнок. Ему интересно, он посмелее, более открыт. Также есть дети, которые сами хотят осваивать язык.

— Как понять, что ребёнок готов осваивать язык?

— Когда он задает вопросы. Это, как правило, происходит случайно: что-то увидел, услышал. Сейчас больше возможностей познакомить ребёнка с иностранным языком: родители могут показывать мультики и посмотреть, как он реагирует, интересно ли ему. Любой ребёнок способен освоить язык, если учить его правильно.

-4

— Высказали,что нужно правильно изучать язык. Как это делать?

— Самое главное — использовать игру. Взрослым почему-то кажется, что игра — это отдых, а не работа. Это не так. Во время игры у ребёнка очень активно работает мозг, и достигнуть лучшего результата в изучении языка или другого предмета можно в том случае, если учёба происходит в игре. Создавать ситуации, например. Я раздавала игрушечные деньги и мы «ходили» в магазин: кто-то был продавцом, мы называли на английском фрукты, овощи, другие продукты, покупали одежду. Пили игрушечный чай: нужно было назвать цвет чашек, попросить ложку, блюдце. Всё проигрывалось в ситуациях, и дети довольно быстро начинали говорить. Большая ошибка, когда дошколят учат так же, как школьников, то есть сажают за парту, дают учебник, тетрадь, ручку и начинают с ними читать тексты, переводить, писать диктанты. Это очень скучно, и у ребёнка очень быстро пропадает интерес.

Беседовала Светлана ГИРЛИНА

ИСТОЧНИК