Найти тему
Грани преодоления

Живопись (пейзаж маслом)ПРОДОЛЖЕНИЕ

Скомпоновав пейзаж, очень хорошо на картоне сделать кратко-
срочный этюд с задуманного вами мотива в нужном состоянии для
того, чтобы уяснить большие живописные отношения будущего холста.

Приступая к работе над холстом, не спешите. В течение сеанса
или двух внимательно прорисуйте мотив углем или жидкой масля-
ной краской на скипидаре. После рисунка начните подмалевывать
холст, взяв для этой цели в качестве разбавителя тройник — смесь
скипидара, масла и лака. Тройник следует сделать разной крепости.
Для начала работы хорош тройник, где будет меньшее количество
лака; в конце работы тройник может быть крепким, с большим коли-
чеством лака.

Подмалевывая холст, исключите с вашей палитры белила —
работайте жидко, как акварелью. Это позволит подложить под жи-
вописный слой этюда звучную по цвету подоснову. Не старайтесь
в подмалевке взять точный цвет, особенно в светах, следите только
за отношениями цветов. (Скажем, у вас в этюде три серых тона —
край избы, серые дрова и забор серого дерева: изба серо-охристая,
дрова серо-зеленоватые, а забор серо-сиреневый. Это очень важно
понять и отметить в подмалевке.) Внимательнее относитесь в под-
малевке к теням и темным местам в этюде. Если тени возьмутся
верно цветом, будут сравнены между собой и звучно и цветно
взяты без бел=ил, это поможет успешному ведению этюда.
После подмалевка надо день или два как следует просушить
холст, так как писать по сырому подмалевку не рекомендуется.


При работе над длительным этюдом не торопитесь как можно
быстрее закрыть весь холст — прописать его пастозно. Пишите
вдумчиво, не торопясь, сравнивайте отношения цвета и тона, посте-
пенно набирайте драгоценную мозаику цветовых отношений. Бой-
тесь белил в тенях и темных густых местах холста, ибо от введения
белил тени станут белесыми, замутятся. Это приведет в дальнейшем
к разбелке в полутенях и светах, а в результате и весь этюд может
стать белесым.

Не вводите много деталей до тех пор, пока весь этюд не будет
сгармонирован в целом, так как живописная гармония целого в
длительном этюде — самая главная и очень трудная задача.

После того как этюд прописан и вы установили большие отно-
шения, сгармонировали цвета, холст необходимо хорошо просушить.
Поверните его к стене и не смотрите на него дней пять. В это
время холст просохнет, и вы немного отдохнете от этюда, чтобы
затем с новыми силами взяться за его окончание.

После того как ваш этюд просох, будет неплохо, если лишнюю
краску вы удалите лезвием безопасной бритвы, так как в дальней-
шей прописке она будет мешать.

Начинать писать надо с самого интересного места в холсте.
В любом пейзажном мотиве существует всегда композиционный
центр — место, во имя чего вы, собственно говоря, затеяли писать
тот или иной мотив. Это может быть сплетение дороги и тропинок,
вокруг которых группируются кусты, деревья или постройки в лет-
нем пейзаже; или интересный по форме и цвету; неуспевший рас-
таять кусок снега, лежащий в тени забора ранней весной; или
впечатляющие своей окраской деревья и кусты золотой осени.
С этого места и начинайте прописывать этюд.

Сначала возьмите небольшой кусок, который вы смогли бы
осилить за один сеанс, и еще раз внимательно пропишите его.
Это не значит, что нужно буквально все переписать — нет. Кое-
что; может быть, у вас было прописано верно, кое-где вы ошиблись,
кое-что у вас жестко в касаниях или не верно в живописных отно-
шениях. Словом, старайтесь написать так, чтобы этот кусок в холсте
ожил. Пусть даже написанное пока будет выпадать из целого —
не страшно. Зато такой живой кусок позволит вести работу дальше
и улучшать остальные части вашего этюда. Так, от сеанса к сеансу,
все время внимательно сравнивая большие отношения, пишите,
внося необходимые детали, не теряя вместе с тем и чувства общего.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА